9 декабря 2025, 09:26 9 декабря 2025, 10:26 9 декабря 2025, 11:26 9 декабря 2025, 12:26 9 декабря 2025, 13:26 9 декабря 2025, 14:26 9 декабря 2025, 15:26 9 декабря 2025, 16:26 9 декабря 2025, 17:26 9 декабря 2025, 18:26 9 декабря 2025, 19:26

Выставка "Искусство портрета" открылась в Эрмитаже

  • Картинка
  • Выставка "Искусство портрета" открылась в Эрмитаже
  • Картинка
    В Эрмитаже открылась выставка "Искусство портрета"
  • Выставка "Искусство портрета" открылась в Эрмитаже
Она показывает развитие портретного жанра на протяжении четырех тысяч лет.

"Искусство портрета" – в Государственном Эрмитаже. Новая выставка показывает развитие жанра на протяжении четырех тысяч лет. В экспозиции – больше семи сотен произведений: от древнеегипетских статуй до современных фотографий. Вгляделся в лица Алексей Комаров.

История портрета насчитывает более 7000 лет. О четырех из них и рассказывают предметы на новой выставке. А начиналась "летопись людских изображений" вот с этих погребальных масок. Как ещё подчеркнуть, что ты человек, когда тело твоё истлело?

"Коллекция Эрмитажа позволяет показать огромный временной охват, большое разнообразие. Здесь довольно много памятников археологии, потому что ведь портрет самый древний жанр из всех", – отметила куратор выставки Анна Трофимова.

В Древнем Египте портрет был не просто изображением, а магическим двойником. Это не изображение фараона Аменемхета III, скорее, образ. Достоверность и не нужна. В Древнем Риме, наоборот, портрет – документ, "скульптурная фотография", передающая облик древних римлян.

Анна Трофимова: "Человек уходит, а образ его бессмертен. Мы не знаем, не встречали Сократа или Рембрандта, но мы знаем их портреты. Стремление жить вечно двигало человеком с древних времен".

Этот средневековый декоративный фриз с плоскими портретами на четырёх досках – одно из последних приобретений Эрмитажа. Прародитель такого изобразительного метода – монеты, на которых чеканили лица правителей. Это портрет юноши кисти Пьетро Перуджино, учителя Рафаэля. Он первый, кто после «Тёмных веков» вернул человека на его законное место – в центр. Его дело продолжили Рембрандт, Веласкес, Ван Дейк и Рубенс.

"Этим мастерам не нужна сложная риторика, рассказывающая все детали сословного присутствия этих людей, их заслуги. Они смотрят на человека. И показывают его во всей полноте и сложности его натуры", – рассказала научный сотрудник Государственного Эрмитажа Наталья Дёмина.

Со временем академический реализм "забронзовел" и стал слишком скучным для молодого поколения художников. Зачем соперничать с фотографией, когда можно победить ее? Художники-импрессионисты отказались от детального воспроизведения черт лица в пользу передачи мимолетных впечатлений, световых эффектов и атмосферы момента. Вся история портрета – это попытка создать копию человека. Абсолютно реальную. Вдохнуть в изображение душу, показать характер и эмоции. Так было до конца XIX века, пока авангардисты полностью не деконструировали портрет. На протяжении всего XX века портрет постепенно лишался своей ключевой характеристики – сходства с моделью. Впрочем, это не мешает сказать, что на этих двух работах изображены Достоевский и Толстой. Ведь каждый знаком с оригиналом еще со школьной скамьи. Это принцип работы жанра портрета в постмодерне, где новое произведение отсылает к старому.

"Много разных размышлений. Тут люди, они на вас смотрят и происходит такое мистическое общение. И конечно, я очень рад, что получилось. Потому что это энциклопедическая выставка, сделанная энциклопедическим музеем", пояснил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Наше время называют "эпохой лица". Портрет стал ведущим жанром в фотографии, кино, айти-технологиях. Изображение человека востребовано и в традиционных, и в новых формах искусства, в которых всё сложнее становится понять, реальность ли это или вымысел.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация