В Пушкинском музее открылась моновыставка "Марк Шагал. Радость земного притяжения"
"Марк Шагал. Радость земного притяжения" – Пушкинский музей открывает одну из главных выставок сезона. Яркий представитель авангарда ХХ века про себя говорил: "Неправда, что мое искусство фантастично. Наоборот, я реалист. Я люблю землю". При этом герои его полотен запросто летают в облаках, а разноцветные козы играют на скрипках. Юлия Кундрюкова уже осмотрела экспозицию.
Однажды Марк Шагал подарил эту книгу Ирине Антоновой, которая тогда – в 1969-м – уже была директором Пушкинского музея. Эта выставка – посвящение ей, ведь именно Ирина Александровна вернула в Россию художника, который долгие годы был под негласным запретом. Спустя почти сорок лет после выставки, которую она организовала в 87-м, Шагал – снова в этих залах.
"За нашими спинами уникальные полотна из собрания Третьяковской галереи, вместе с нами Владивосток, Псков, вместе с нами коллеги из Армении – спасибо им большое, – которые также приняли участие, прислали свою работу", – сказала министр культуры России Ольга Любимова.
"Сегодня Пушкинский впервые в нашей истории исследует русского Шагала. Того Шагала, который сформировался в нашей стране, и уехал не учеником, не подмастерьем и не подающим надежды юношей", – добавила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
В работах Марка Шагала немало загадок. Эксперты годами стремятся их расшифровать. Как, например, полотно 1915 года – "Красный еврей". На первый взгляд всё очевидно: герой картины – нищий – с красной бородой. Но искусствоведы видят в этом названии символизм: красный как символ еврейских погромов, прокатившихся по стране как раз в период написания картины.
"Шагал наряду с Павлом Филоновым был самым загадочным, самым зашифрованным художником своего времени. Большой поэт и большой мистификатор, но и художник, который воплотил время и во многих своих произведениях достиг удивительного пластического совершенства", – отметила ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – XXI веков Русского музея Ольга Мусакова.
Здесь много работ, на которых – пейзажи Лиозно, где художник родился, и, конечно, Витебска, где он жил и работал. И где встретил свою возлюбленную и главную музу Беллу. Именно она научила Марка Шагала летать. А еще в Витебске художник застал Первую мировую войну.
"Город практически превратился в прифронтовой. Там были беженцы, там были войска. И Шагал выработал совершенно новый язык. Очень лаконичный и драматичный для того, чтобы передать атмосферу военного города", – рассказал заместитель директора ГМИИ им. Пушкина по научной работе Илья Доронченков.
В любые, даже самые сложные, времена Марк Шагал не переставал творить, парить и находить в окружающем мире источники света. Это – модель зрительного зала Еврейского камерного театра. В 1920 году Марк Шагал написал для его оформления девять панно. Этот опыт лег в основу его будущих росписей в синагогах и театрах Европы. Еще один сюрприз, который ожидает посетителей, – это воссозданная комната семьи Шагал с подлинными предметами мебели из дома художника в Витебске.
"Сейчас нам так необходима радость, а он настолько лиричен. Полет Марка Шагала – это так необходимо, мне кажется, сегодня. И эта радость, и полет, и земное притяжение при этом", – поделилась директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ольга Галактионова.
Тема полета прошла через всю жизнь Марка Шагала. Существует легенда о том, что однажды цыганка нагадала ему смерть в полете. И 28 марта 1985 года 98-летний художник зашел в лифт, чтобы подняться на второй этаж своей мастерской. Во время подъема его сердце остановилось. Так что даже этот мир, который он так любил, Шагал покинул взлетая.