"Песни метро" и другие премьеры – на вечере из цикла "Музыка вне себя" в ГЭС-2
Пять премьер – на одном концерте в Доме культуры "ГЭС-2". Там представили современных авторов, которые определяют новую повестку в композиторском искусстве. Она состоит в том, чтобы отразить в музыкальных произведениях "звуковую палитру сегодняшнего дня". Репортаж Лидии Алёшиной.
Зафиксировать текущий момент и пойти дальше: эксперименты и поиски на пересечении звука, перформанса и новых медиа. На этом концерте премьерные сочинения композиторов из России, Белоруссии, Франции, Швейцарии и Японии. Источниками вдохновения для молодых авторов стали в том числе и компьютерные игры. В произведениях прописана, например, партия джойстика.
"Мне кажется, что сегодняшняя художественная реальность более быстрая. Это такие быстрые углеводы, которые нужны и публике, которая привыкла к большему объему разнообразных впечатлений, и самим композиторам, им нужно идти вперед", – сказал куратор музыкальных программ Дома культуры "ГЭС-2" Дмитрий Ренанский.
Записывая звуки в подземке Артем Цёсь создал пьесу "Песни метро". Спускаясь в московское метро, композитор записывал стук колес: как звучат старые и новые составы на синей, зеленой, фиолетовой ветках. Соединил со звучанием струнных, флейты, бас-кларнета, валторны, тромбона.
"От звучания самих составов вплоть до звуков прикладывания карты к турникету. Они, в общем-то, все заведены на джойстики. Джойстик в данном случае выступает как миди-контроллер, который управляет этими звуками, плюс всякие рычажки", – пояснил композитор Артем Цёсь.
Это не первый эксперимент композитора по созданию, как он сам говорит, музыки машин.
"Пьеса называется "Тверская дорога", и там я снял по слуху диктофонную запись полуразбитого бобика, который едет по бездорожью Твери и очень колоритно тарахтит. И я всё это переложил на ансамбль ударных инструментов", – добавил Артем Цёсь.
Леонид Зволинский в своей музыке изучает восприятие звуков человеком. В названии его сочинения отсыл к кривым зеркалам. Николай Хруст написал Кончерто гроссо, где новое звучание обретет Шестая соната Бетховена.
"Звуки рояля будут улавливаться микрофонами и резонировать с помощью клавиш, то есть синтезаторов. В синтезаторе записаны определенные звуки, их будут настраивать в реальном времени, и получится, что удар по клавише пианиста вызывает целую группу звуков, целый ряд теней, отбрасываемых в разные стороны", – рассказал музыковед, ведущий концерта Ярослав Тимофеев.
Звуковая палитра сегодняшнего дня: мелодии 2025 года. Музыка на стыке: поиск новых технологий, академические инструменты и цифровое мышление.