"Люди, куклы, маски": новая выставка в Музее Востока
"Люди, куклы, маски" – о традициях азиатского театра – новая выставка в Музее Востока. Три сотни экспонатов показывают, как менялось сценическое искусство – от ритуальных обрядов до грандиозных народных представлений. Наследие "театра Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии" увидела Милана Нисимова.
А корейцы бы добавили: страшно смешно. В этих масках их сатира и над жизнью, и над самими собой. Восточный вариант комедии дель арте. Другой пример уличного искусства Кореи — кукольный театр. Старые куклы почти не сохранились. Поэтому эти экспонаты XIX века можно назвать уникальными.
"Кукольный театр развивался именно как народное искусство. Кто был зрителем? Жители деревень, таких городов. А исполнителями – труппы бродячих актеров. Труппы "намсадам". "Нам" иероглиф – означает мужчина. В основном, только мужчины были в этой труппе", – рассказала Ирина Елисеева.
Традиционно мужскими были и другие театры Востока. Актер Пекинской оперы Мэй Ланьфан работал в, так называемом, амплуа "красавицы".
"Труппа Мэй Ланьфана в 30-е годы приезжала в Москву, как известно. Игра Мэй Ланьфана буквально сразила таких наших корифеев как Эйзенштейн и Станиславский", – сказала Лариса Кузьменко.
На московской сцене выступал и знаменитый японский актер – Накамура Утаэмон. В традиционном для театра Кабуки амплуа куртизанки. В этом образе все преувеличено: сложный парик, высокая обувь, необъятное платье. С одной стороны, это делалось, чтобы удивить зрителя. Но есть и практическая цель.
"Представьте себе старый театр без освещения, без софитов. Это театр, в котором должно быть видно все толпе из задних рядов", – прокомментировала куратор выставки Анна Егорова.
С Кабуки по популярности всегда соревновался другой японский театр – кукольный. "Нингё дзёрури" – в буквальном переводе "повествования, разыгранные куклами". Прежде чем попасть в залы музея эти экспонаты пережили длительную реставрацию. В Индонезии кукол придумали использовать для театра теней. Причем еще в IX веке. Театр теней индонезийцы создавали как пример иллюзорности бытия: все не то, чем кажется. Управлял этим действом всего один человек – кукловод "даланг": он руководил и куклами, и оркестром. Выставка – будто одно большое закулисье театра. 7 залов уместили культуру 9 стран. Маршрут путешествия по ним куратор предлагает выбрать самостоятельно.
Анна Егорова: "Вы вошли в зал Китая, и дальше вы можете восьмеркой обойти либо через Юго-Восточную Азию и вернуться в Китай и пойти на Дальний Восток, либо наоборот, на Дальний Восток и восьмеркой закончить Юго-Восточной Азией".
Если не весь мир, то, как минимум, Восток – театр. А актеры в нем: люди, куклы, маски.