18 декабря 2025, 11:37 18 декабря 2025, 12:37 18 декабря 2025, 13:37 18 декабря 2025, 14:37 18 декабря 2025, 15:37 18 декабря 2025, 16:37 18 декабря 2025, 17:37 18 декабря 2025, 18:37 18 декабря 2025, 19:37 18 декабря 2025, 20:37 18 декабря 2025, 21:37

"Люди, куклы, маски": новая выставка в Музее Востока

  • Картинка
  • "Люди, куклы, маски": новая выставка в Музее Востока
  • Картинка
    В Музее Востока открылась выставка о традициях азиатского театра
  • "Люди, куклы, маски": новая выставка в Музее Востока
Она рассказывает о традициях азиатского театра.

"Люди, куклы, маски" – о традициях азиатского театра – новая выставка в Музее Востока. Три сотни экспонатов показывают, как менялось сценическое искусство – от ритуальных обрядов до грандиозных народных представлений. Наследие "театра Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии" увидела Милана Нисимова.

А корейцы бы добавили: страшно смешно. В этих масках их сатира и над жизнью, и над самими собой. Восточный вариант комедии дель арте. Другой пример уличного искусства Кореи — кукольный театр. Старые куклы почти не сохранились. Поэтому эти экспонаты XIX века можно назвать уникальными.

"Кукольный театр развивался именно как народное искусство. Кто был зрителем? Жители деревень, таких городов. А исполнителями – труппы бродячих актеров. Труппы "намсадам". "Нам" иероглиф – означает мужчина. В основном, только мужчины были в этой труппе", – рассказала Ирина Елисеева.

Традиционно мужскими были и другие театры Востока. Актер Пекинской оперы Мэй Ланьфан работал в, так называемом, амплуа "красавицы".

"Труппа Мэй Ланьфана в 30-е годы приезжала в Москву, как известно. Игра Мэй Ланьфана буквально сразила таких наших корифеев как Эйзенштейн и Станиславский", – сказала Лариса Кузьменко.

На московской сцене выступал и знаменитый японский актер – Накамура Утаэмон. В традиционном для театра Кабуки амплуа куртизанки. В этом образе все преувеличено: сложный парик, высокая обувь, необъятное платье. С одной стороны, это делалось, чтобы удивить зрителя. Но есть и практическая цель.

"Представьте себе старый театр без освещения, без софитов. Это театр, в котором должно быть видно все толпе из задних рядов", – прокомментировала куратор выставки Анна Егорова.

С Кабуки по популярности всегда соревновался другой японский театр – кукольный. "Нингё дзёрури" – в буквальном переводе "повествования, разыгранные куклами". Прежде чем попасть в залы музея эти экспонаты пережили длительную реставрацию. В Индонезии кукол придумали использовать для театра теней. Причем еще в IX веке. Театр теней индонезийцы создавали как пример иллюзорности бытия: все не то, чем кажется. Управлял этим действом всего один человек – кукловод "даланг": он руководил и куклами, и оркестром. Выставка – будто одно большое закулисье театра. 7 залов уместили культуру 9 стран. Маршрут путешествия по ним куратор предлагает выбрать самостоятельно.

Анна Егорова: "Вы вошли в зал Китая, и дальше вы можете восьмеркой обойти либо через Юго-Восточную Азию и вернуться в Китай и пойти на Дальний Восток, либо наоборот, на Дальний Восток и восьмеркой закончить Юго-Восточной Азией".

Если не весь мир, то, как минимум, Восток – театр. А актеры в нем: люди, куклы, маски.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация