"По дороге в Вифлеем": праздничный концерт в Московской консерватории
"По дороге в Вифлеем". Праздничный концерт в честь Сочельника по григорианскому календарю состоялся в Московской консерватории. Традиционные рождественские песнопения разных стран прозвучали в исполнении барочного ансамбля "Tempo Restauro" и солистов Музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко. Евгений Краков ощутил настроение праздника.
Слегка игривые колядки и нежные колыбельные, громогласные гимны и размеренные сонаты. Рождественские песнопения – это десятки форматов. И многие из них прозвучали на этом концерте с символическим названием "По дороге в Вифлеем". По счастливой случайности возможность выступить с этой программой выпала музыкантам вечером 24 декабря, в Католический сочельник.
"Идея такая христианская, во всей полноте, во всей своей и многоконфессиональности. Это должно объединить людей – через этот свет, радость, тайну, веру", – поделилась дирижёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, худрук ансамбля Tempo Restauro Мария Максимчук.
На сцене – солисты из музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, за ними – концертный хор мальчиков школы "Алые паруса", а инструменталисты – из консорта барочной музыки Tempo Restauro. Это исполнение музыки барокко точное не только с точки зрения партитуры, но и подбора инструментов, ведь здесь звучит орган и даже редкая сегодня теорба. А, к примеру, барабан создан по старинным канонам, вместо уже прижившегося в классической музыке "сухого" барабана с сильным отскоком из-за плотно натянутого пластика.
"Это настоящий средневековый инструмент, сделанный по конструкции тех лет. И он создаёт именно тот звук, то настроение, которое необходимо для правильного воплощения этой музыки", – рассказал домрист Юрий Чевин.
Здесь рождественская музыка со всей христианской Европы – от России до Испании. Звучат песни на русском, немецком, итальянском и английском. Некоторые музыканты не скрывают: среди выбранных композиций есть любимые.
"Для меня это произведение "O Come, O Come, Emmanuel". Я его исполняла в первый раз. И именно из-за этого звучания концертного хора мальчиков, это было желаемое для исполнения произведение", – прокомментировала солистка оперной труппы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Евгения Афанасьева.
Программа выстроена по нарастающей – так, чтобы провести слушателя от лёгких мотивов к более масштабным. Сначала создать атмосферу салона или домашнего очага, а потом планомерно приблизить публику к божественному, восславить высшие силы и чудо творения. А потому в качестве финала прозвучала бессмертная "Panis Angelicus" Сезара Франка. Рождественские песнопения – это не просто музыкальное направление. Это неотъемлемая часть праздника, который находит в музыке выражение, доступное всем. Потому что музыка не требует толкований. Она как молитва – направлена прямо в сердце.