Выставка к 90‑летию Ильи Лежавы открылась в МАРХИ
От учебных проектов до научных трудов. 90-летию со дня рождения Ильи Лежавы посвятили выставку в галерее ВХУТЕМАС Московского архитектурного института. Проект рассказывает о творческом пути мастера, а его центральная тема – любовь зодчего к итальянской архитектуре. Экспозицию осмотрел Евгений Краков.
Когда посетитель заходит в выставочный зал, он оказывается перед декорациями в виде театра Олимпико в итальянском городе Виченца, любимого шедевра архитектуры Ильи Лежавы. Эту постройку архитектор ставил своим студентам в пример, называл пространственным аттракционом. В окнах театра создатели выставки символически разместили учеников и коллег мастера.
"В его творчестве отражена эпоха второй половины XX века. Что происходило в архитектуре, в том числе в архитектуре Москвы", – поделился куратор выставки Михаил Шубенков.
Выставка освещает биографию и творческий путь Ильи Лежавы. Его знали как сильного педагога, знатока и теоретика архитектуры. Все его творчество было попыткой предугадать, куда шагнет архитектурная мысль, и даже опередить ее. Эта история началась в 60 году, когда Лежава, потомственный архитектор, вошел в состав студенческой группы НЭР – Новый элемент расселения. В годы хрущевской оттепели с излишествами в архитектуре боролись, а потому футуристичный градостроительный проект видные архитекторы Москвы отвергли. Все изменил корреспондент комсомольской правды, который написал о НЭР статью. Резонанс в советской прессе перекинулся за рубеж, и Лежаву с коллегами включили в авангард мировой архитектурной мысли.
Михаил Шубенков: "Их приглашали после этого в Италию и не только. Они ездили в Париж с этими материалами. И настолько это было резонансная идея поиска городов будущего, что они вошли в мировые учебники по градостроительной теории".
"Это вошло в историю мировой архитектуры как в России, так и во всем мире. Это обязательная часть, которую сегодня изучают все архитекторы в своих архитектурных школах", – отметил президент Российской академии архитектуры и строительных наук Дмитрий Швидковский.
Лежава стал одним из мэтров так называемой "бумажной архитектуры". Это проекты, которые даже не предполагаются к реализации и рисуют картину идеального городского пространства. Из примеров – проект парка Ля-Виллет во Франции, созданный в годы перестройки, или пространства Всемирной выставки в Осаке 70 года. Цель была – не построить, а задать новый стандарт эстетики и комфорта.
Дмитрий Швидковский: "Он возвратил архитектуре настоящий статус искусства и сумел научить этому своих учеников. Это было самое главное".
На счету учеников Лежавы десятки побед на международных конкурсах. Неслучайно в Российской академии архитектуры медаль за лучшие студенческие проекты носит его имя. Открытый и мечтательный, как педагог он куда больше многих своих коллег поощрял инициативу, мотивировал продолжать творческий поиск.
"Студенты выражали в значительно большей степени свой творческий потенциал. Эстетическое выражение может быть фактически любым. Как маска, которая надевается на лицо человека", – сказал архитектор Том Ньюджент (Великобритания).
Илью Лежаву знают архитекторы по всему миру, его идеи берут на заметку и включают в свои проекты. А еще он не только продолжил династию архитекторов, но и взрастил целую плеяду успешных мастеров, чьи постройки можно встретить в том числе в центре Москвы.