Косачев: шансы сохранить режим ДСНВ еще есть
Он отметил, что действия США говорят о целенаправленном демонтаже системы контроля над вооружениями всеми американскими администрациями XXI века. При этом, подчеркнул он, Россия сохраняет готовность фактически соблюдать ограничения ДСНВ, о чем ранее заявлял президент Владимир Путин, и теперь все зависит от позиции Вашингтона, который, как считает сенатор, пока не проявляет интереса к судьбе договора.
"С учетом того, что именно США последовательно демонтировали договоры по ПРО, по РСМД и по открытому небу, налицо четкая линия на слом системы контроля над вооружениями всеми администрациями США в этом веке. Но возможности для сохранения режима ДСНВ сохраняются", – заявил Косачев "Интерфаксу".
Косачев считает, что президент США Дональд Трамп в вопросе ДСНВ допускает три ключевые ошибки. Во-первых, по оценке сенатора, он относится к договору как бизнесмен, пытаясь "продать" согласие на продление подороже и откладывая решение без очевидной выгоды. При этом, подчеркивает Косачев, Россия выступала за сохранение ДСНВ как ответственная ядерная держава, исходя из значимости договора для мировой безопасности, и отказ Вашингтона обсуждать стратегическую стабильность не добавляет Трампу шансов на международное признание.
Во-вторых, по его словам, одержимость Вашингтона идеей абсолютного военного превосходства заставляет видеть в любых соглашениях ограничение американской мощи. Сенатор отмечает, что в сфере СНВ это бессмысленно: ядерный паритет России и США сохранится надолго, а точное число зарядов уже не принципиально.
В-третьих, считает Косачев, Трамп ошибочно увязывает тему СНВ с урегулированием украинского конфликта, тогда как отказ от контроля над ядерным оружием куда сильнее затрагивает безопасность самих американцев, чем ситуация вокруг Украины.
Сенатор предупреждает, что такой курс США может подорвать всю систему ядерного нераспространения. Он напоминает, что статья VI ДНЯО обязывает участников вести переговоры о прекращении гонки вооружений и разоружении, тогда как нынешняя позиция Вашингтона подает противоположный сигнал пороговым и неядерным странам, побуждая их к созданию ядерного оружия и повышая риск его применения.
В то же время Косачев отмечает, что после прекращения действия Договора СНВ-3, о чем, по его словам, можно лишь сожалеть, мир не рухнет, война не начнется, а гонка вооружений, если и усилится, то не кардинально.