Мюнхенская конференция: раскол в ЕС и проблемы с США
Выступая на Мюнхенской конференции вот уже два десятка лет назад, Путин провидчески предупреждал:
"Думаю, очевидно: процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит. Но я позволю себе напомнить в этой аудитории, что было сказано. Хотел бы привести цитату из выступления Генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года. Он тогда сказал: "Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности". Где эти гарантии?"
Еще тогда – в 2007-м – Путин выдвинул многополярность как практический и нравственный ориентир в мировой политике:
"Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. И не только потому, что при единоличном лидерстве в современном – именно в современном – мире не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Но что еще важнее: сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации".
Вместо того, чтобы тогда объединить усилия в строительстве многополярного мира, развивая, например, естественное партнерство с Россией внутри Европы, Запад поставил на военную экспансию и разрыв связей. Себе оказалось дороже. Нет теперь единого Запада. На конференции в Мюнхене к озлобленной, раздробленной и безнадежно запутавшейся Европе госсекретарь США Рубио обращался психотерапевтически мягко, как к пациенту:
"Люди, которые заселяли и строили страну моего рождения, прибыли к нашим берегам, неся с собой память, традиции и христианскую веру своих предков как священное наследие — неразрывную связь между Старым и Новым Светом".
Об Украине ни слова. Все выступление в нежных тонах нацелено было на мягкую, но радикальную коррекцию европейского курса. Указав на ошибки – загибаем пальцы – отказ от национальных интересов в пользу бюрократии ЕС, дурную энергетическую политику и поощрение массовой иммиграции, Рубио призвал встроиться за Америкой Трампа. Сентиментальная нота должна была сработать, но и указание курса вместе с тем было четче некуда.
Рубио: "Так что в эпоху заголовков, возвещающих конец трансатлантической эры, пусть всем будет ясно: это не наша цель и не наше желание. Потому что для нас, американцев, дом может находиться в Западном полушарии, но мы навсегда останемся детьми Европы. И сегодня я здесь, чтобы ясно обозначить: Америка прокладывает путь к новому столетию процветания, и что мы снова хотим пройти этот путь вместе с вами, нашими дорогими союзниками и нашими самыми давними друзьями".
Здесь впору пустить слезу... Но в экономике Америка не предлагает Европе ничего хорошего. Наоборот, раздевает ее и пошлинами, и своим дорогущим газом. Электричество сейчас в Германии в 2 с лишним раза дороже, чем в США, и почти в 4 раза дороже, чем в Венгрии, что по-прежнему получает газ из России.
Но Америку винить в европейских бедах можно лишь частично.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо: "Экономика ЕС из-за абсурдных климатических и идеологических целей находится в ужасном состоянии, точнее, в катастрофическом. Если в этом году мы ничего не сделаем, прежде всего, с ценами на электроэнергию, то Европа превратится в культурный музей под открытым небом, который будут посещать богатые китайцы".
Еще образнее по теме высказывается экс-премьер Франции Габриэль Атталь: "Вопрос заключается в том, будут ли у наших детей рабочие места в будущем, или же единственной их работой станет подавать чай китайцам или кофе американцам, когда те приезжают в Париж".
Из Мюнхена шеф нашего европейского бюро Михаил Антонов.
Открывая 62-ю мюнхенскую конференцию, ее председатель Вольфганг Ишингер нацепил на нос солнцезащитные очки-авиаторы в подражание президенту Франции Макрону, хотя похож при этом стал на бывшего президента США Джо Байдена. Вот хорошее было время – что не конференция, то прямо именины какие-то, а теперь куда лететь этим авиаторам: стрелки компаса пляшут, двигатели захлебываются и керосин на нуле. Так что очки пришлось поменять на обычные с диоптриями, и предоставить слово канцлеру Германии – ему задавать тон всей конференции, пояснил Ишингер.
И Мерц постарался: "Лидерство и партнерство – да. Гегемония – нет. В эпоху соперничества великих держав даже Соединенные Штаты не будут достаточно сильны, чтобы действовать в одиночку".
Известие о том, что США, вернее – администрацию Трампа – на конференции будет представлять не вице-президент Вэнс, а госсекретарь Рубио, вызвало в Европе облегчение: от прошлогоднего унижения они еще не оправились. А тут все-таки не MAGA-республиканец, а представитель более понятного, хоть и консервативного истеблишмента. Определенные опасения, конечно, были – о них FT писала, но в целом прошло без хамства, а так – вкрадчиво, вы сделали ошибку, уверовав в конец истории – неверной дорогой идете, товарищи.
Рубио: "Мы не можем продолжать отдавать силу в руки тем, кто угрожает нашим людям; мы не можем прятаться за международным правом. Мы просим Европу присоединиться к нам и идем путем, который указал президент Дональд Трамп".
С президентом Трампом в светлое будущее. И поменьше деталей. Что там на переговорах с русскими по Украине, интересовался Ишингер.
У Рубио для него было две новости: "Хорошая новость заключается в том, что круг вопросов, которые необходимо решить для прекращения этой войны, сузился. Это хорошая новость. Плохая новость заключается в том, что они сузились до самых сложных вопросов".
Ответ так себе – без подробностей, и это при том, что Европу больше всего волнуют не конкретные параметры прекращения огня или какие-то уступки сторон, а то, о чем Россия и США могут договориться помимо Украины в двустороннем порядке на потом. Этим и продиктовано внезапное желание президента Франции открыть прямые каналы связи с Москвой.
Макрон: "Мы будем жить рядом с Россией, европейцы будут жить на том же месте. И я не хочу, чтобы эти переговоры за европейцев организовывал кто-то другой".
Чем Макрон в данном случае ценен? Тем, что, в отличие от остальных, иногда способен говорить что-то новое – и даже здравое. Но заблуждаться на его счет не стоит. Вот еще один, типичный, Макрон из Мюнхена – прямо-таки прокурор и судья в одном лице:
"Однажды россиянам придется считаться с чудовищностью преступления, совершенного от их имени, с тщетностью оправданий и разрушительными долгосрочными последствиями для их страны. Но до тех пор, пока не придет время (а это время придет), мы не ослабим бдительность".
Бдительность Макрону нужна – Мерц заходит сзади. Кошка между президентом и канцлером пробежала в декабре, когда итальянка Мелони в последний момент перетащила Макрона в лагерь противников передачи замороженных российских активов на нужды Украины. А Мерц рассчитывал на его голос. Так и поссорились Эммануэль Жан-Мишелевич с Фридрихом Мартиновичем, который теперь последовательно зарубает любую идею, с которой выступает Макрон, начиная с выпуска общих европейских облигаций и заканчивая инициативой "покупай европейское". Очередная стычка произошла прямо перед Мюнхеном на неформальном саммите ЕС по экономике в бельгийском замке Альден Бизен, где хозяин принимал гостей в обычном своем состоянии – близком к панике.
Барт Де Вевер, премьер-министр Бельгии: "В таких странах, как Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция, ситуация по-настоящему драматична. Мы находимся на пороге экзистенциального кризиса".
На неделе в Германии заявление на запуск процедуры неплатежеспособности подал производитель строительной техники – компания Atlas со 107-летней историей. Флагман немецкого химпрома BASF объявил о переносе части мощностей в Индию и Китай, а автомобильная группа Stellantis закрыла проект строительства нового завода. Хроника немецкой деиндустриализации, новые эпизоды. А у Мерца все в полном порядке. У него с министром обороны Питориусом свои достижения – вот под Мюнхеном открылось производство ударных беспилотников мощностью 10 тысяч штук в год. Трудоустроили 200 украинских беженцев. Зачем Европе эта макроновская дипломатия? Можно воевать дальше.
Вопрос Ишингера: "Эммануэль Макрон недавно высказался в пользу создания прямого европейского канала связи с Кремлем. Вы выразили сомнения по поводу целесообразности. Но разве, когда мы думаем и говорим о европейском суверенитете, не следует нам как-то постараться лучше управлять этим процессом, а не оставлять его исключительно на откуп нашим американским друзьям?"
Ответ Мерца: "Эта война закончится только тогда, когда Россия будет, по крайней мере, экономически, потенциально и военно истощена. Мы приближаемся к этому моменту, но пока еще не достигли его".
Зато Германия уже там. Писториус на неделе сообщил, что немецкие склады с оружием и техникой полностью истощены.
Подписано письмо ко всем нашим союзникам и партнерам с просьбой оказать Украине более интенсивную поддержку и снова проверить их собственные запасы. Если в запасах ничего не осталось, что можно было бы предоставить Украине, тогда это вопрос о выделении денег.
Линдси Грэм, сенатор США (внесен в российский перечень террористов и экстремистов): "Мы будем это продавать – вы будете это покупать. Так что ищите дополнительную работу".
Американский сенатор Линдси Грэм из списка террористов и экстремистов – завсегдатай Мюнхена и человек, не стесняющийся говорить правду. США зарабатывают и намерены продолжать зарабатывать на вовлеченности Европы в украинский конфликт, хотя ему лично, видимо, не хватает и американской вовлеченности, раз он на каждом углу предлагает ударить по России "Томагавками". Его политический близнец сенатор Маккейн, конечно, заждался приятеля на Арлингтонском кладбище, но администрация Трампа не торопится выполнить желание Грэма покинуть этот мир под величайший фейерверк из всех возможных. Впрочем, европейцы тоже ищут способы ускориться.
Урсула фон дер Ляйен: "Мы приняли новую доктрину обороноспособности Европы, потому что в этом и заключается подлинный смысл независимости. Как говорят украинцы, изменись или умри. Что нам делать? Усиливать экономическое давление на Россию, вводить санкции, бороться против теневого флота – бить настолько сильно, насколько это возможно. И продолжать предоставлять Украине все необходимые средства, включая "Томагавки". Тогда мы добъемся успеха, и Украина выиграет эту войну".
В субботу пришла новость о разрыве подводного энергетического кабеля, соединяющего Польшу и Швецию по дну Балтики. Непонятно, что там случилось, и случилось ли вообще, но это наверняка будет использовано, как дополнительный аргумент в пользу блокады российской морской торговли. Как пишет Bloomberg, 10 стран региона планируют совместные операции по перехвату гражданских судов в рамках исполнения 20-го пакета антироссийских санкций и обсуждают это на полях конференции. Британия выступает в традиционной для себя роли подстрекателя. Ну а где подстрекатели – там и доносчики.
Кир Стармер: "В случае заключения мирного соглашения по Украине перевооружение России только ускорится. Это не положит конец более глобальной опасности для Европы, а только усилит ее. Поэтому мы должны дать полный отпор этой угрозе".
Майя Санду: "Суверенитет большинства стран, которые когда-то были частью Советского Союза, зависит от того, как закончится война на Украине. И в их интересах, чтобы Украина выиграла эту войну. К сожалению, некоторые из этих стран фактически помогают России избежать санкций. Они также должны заплатить за это".
Примечательно, что о суверенитете тут говорит президент Молдавии с паспортом иностранного государства, которая хоть завтра готова сдать свою страну в состав Румынии. Хоть так, но в Европу. Вот у Зеленского и такого шанса нет. Он, конечно, продолжает требовать принятия Украины в ЕС в 27 году в качестве гарантии безопасности, истерит, поминает венгерского премьера Орбана, как будто проблема только в нем. Естественно, Орбан в долгу не остается.
Владимир Зеленский: "За нашими людьми стоят независимая Польша и свободные балтийские государства. Может быть, суверенная Молдова и Румыния без диктатуры. Виктор может думать о том, как отрастить свой живот, а не о том, как нарастить армию, чтобы остановить возвращение российских танков в Будапешт".
Виктор Орбан: "Дорогой Владимир Зеленский, спасибо за очередную предвыборную речь в поддержку вступления Украины в Европейский Союз. Она значительно поможет венграм яснее увидеть ситуацию. Однако вы кое-что неправильно понимаете: эта дискуссия не обо мне и не о вас. Она о будущем Венгрии, Украины и Европы. Именно поэтому вы не можете стать членом Европейского Союза".
Расшифровывая Орбана, как обычно, выдержанного и корректного: правда состоит в том, что Украина не нужна не только ему лично, но и всей Европе – даже тем, кто жмет Зеленскому руки, похлопывает по плечу, улыбается, потому что у Украины одна самоубийственная роль и один европейский заказ – быть "антиРоссией". Поэтому в Евросоюз приглашают только Зеленского – без страны, которую он представляет.
Зеленский: "Да, я здесь, можете себе представить? Я свободный человек, и я моложе Путина, знаете ли. Нет-нет поверьте мне, это важно. У него не так много времени, дай Бог, чтобы было не так много времени".
Реальный биологический возраст человека, особенно мужчины, зависит от его отношения к собственному здоровью. А у Зеленского с этим большие проблемы. Он и так-то выглядел, в лучшем случае, по возрасту – теперь же на лице один стаж, а что там внутри – вообще непонятно. Кокаин – сильный анестетик – онемение, сухость и жжение, порошок травмирует слизистую – отсюда машинальное шмыганье носом и неконтролируемые почесывания. Вот он и стоит на трибуне, шмыгая и почесываясь – не факт, что там что-то осталось от перегородки. А еще кокаин блокирует естественную выработку дофамина – отсюда потеря самоконтроля, способности к планированию и верной оценки рисков. Бред, психоз, галлюцинации. Украина во власти тяжело и, похоже, неизлечимо больного человека, у которого неплохие шансы умереть не от возраста, а от последствий употребления или передоза.
Мюнхенская конференция встречает и провожает этого человека стоя. Мюнхенская конференция присуждают ему премию имени своего основателя, а до этого офицера Вермахта, участника блокады Ленинграда Эвальда фон Клейста. Премию вручают за "выдающийся вклад в международный мир и урегулирование конфликтов", на медали написано "Мир через диалог", но если так, то те, кто принимал решение по Зеленскому, тоже делали это, не приходя в сознание, что, в принципе, подтверждает и список лауреатов предыдущих лет – в нем генсеки НАТО Солана и Столтенберг, Меркель, сенатор Маккейн, Швеция с Финляндией и евродипломатка Кая Каллас. Все как на подбор – те еще "миротворцы". Но что поделать, это общеевропейский тренд – вульгаризация, украинизация, упрощение. Глава национальной разведслужбы Германии BND дает советы, касающиеся ведения гибридной войны, с совершенно детской непосредственностью.
Мартин Егер, глава BND: "Например, какая-то страна взрывает железную дорогу в Польше – нашим ответом не должен быть ответный подрыв путей в этой восточной стране. Но у нас есть возможность заставить ее почувствовать боль. Например, криптовалюта. Люди, знакомые с правильными методами, могут украсть чужую криптовалюту, и это будет больно".
А надо ли ждать, что какая-то страна где-то взорвет рельсы? Можно инсценировать подрыв – ущерб на пару тысяч, а компенсации на миллионы – вот что предлагает шеф немецкой разведки. А можно и не инсценировать ничего, а как Финляндия, которая собралась пересмотреть все сделки с недвижимостью за последние 20 лет, заключенные гражданами России, и тут понятно, с какой целью – признать недействительными и украсть у россиян дома и квартиры, потому что деньги за них никто возвращать не будет.
Интересно, что новость сообщил финский министр обороны – настолько широко в Финляндии раздвинуты рамки его компетенции. Впрочем, придираться не стоит: они все специалисты по всем вопросам.
При желании, мюнхенскую конференцию можно было бы растянуть не на три дня, а недели так на две – их словесный понос неиссякаем.
Вот Рютте – генсек НАТО и его впечатления от поездки в Киев: "Я встретил Патрона, Патрон – это собака, я посмотрел ей в глаза и она сказала мне: мы никогда не сдадимся".
Или вот министр иностранных дел Польши Сикорский: "В случае вторжения России мы сделаем жизнь агрессора как можно более болезненной, а потом будем рассчитывать на пятую статью устава НАТО. Мы победим, а они проиграют".
И для всех, кто ждал, – Кая Каллас: "Когда, например, Россия идет на войну, она идет в одиночку, потому что у нее нет союзников. Когда Америка идет на войну, то многие из нас идут с вами, и мы теряем наших людей на этом пути. Так что вы тоже нуждаетесь в нас".
Тут главная евродипломатка допустила большую политическую ошибку: как это у России нет союзников, когда не только Зеленский, а и те, кто поднимался на эту сцену до и после, чуть ли не через одного обвиняли Китай в поддержке российской агрессии. Само по себе это спорное утверждение, но понятно, откуда у него ноги растут – из общего для Москвы и Пекина видения причин конфликта.
Министр иностранных дел Китая Ван И: "Дверь для диалога по Украине открыта – все стороны должны стремиться к достижению всеобъемлющего и прочного мирного соглашения и устранению коренных причин конфликта".
Корень конфликта – это три десятилетия попыток Запада построить европейскую безопасность без России, за счет России и на обломках России. Не додавили. И теперь они сами оказались в ситуации неопределенности и отсутствия ориентиров. Канада вынуждена отдельно подписывать соглашение по безопасности с Евросоюзом. А Дания ищет защиты у Канады. От посягательств США на Гренландию. Сколько бы они не говорили о России, главная для них угроза – Трамп и его непредсказуемость. Это зафиксировано в аналитических материалах конференции, это выражено в политической селекции, когда в составе американской делегации, крупнейшей за всю историю мюнхенской площадки, сплошь демократы, даже старушка Клинтон добралась до места на перекладных, потому что Lufthansa бастует. Ну а если среди американцев и затесались республиканцы, то старые кони, вроде Грэма, – те, что борозды не испортят. И наконец, антитрамповская фронда откровенно звучит с подиума. Губернатора Калифорнии Гевина Ньюсома – его считают наиболее вероятным канадитом от демпартии на следующих президентских выборах – для маскировки подключили к дискуссии о климатической политике. Не удержался.
Ньюсом: "Никогда в истории Соединенных Штатов Америки не было более разрушительного президента, чем нынешний обитатель Белого дома в Вашингтоне. Он пытается воссоздать XIX век. Он является полноправным представителем крупных нефтяных, газовых и угольных компаний. Дональд Трамп – это временное, он уйдет через 3 года".
Ньюсом, разумеется, приехал в Мюнхен не для того, чтобы просто покритиковать Трампа – и точно так же не требует доказательств то, что Европа будет вне себя от счастья, если его прогноз сбудется.
Но, чтобы это случилось через три года, начинать нужно уже сейчас, в длинных коридорах отеля Байришер-хоф. И они начали.
У губернатора Калифорнии – откровенного антагониста Трампа – серия встреч на полях конференции. С канцлером Германии, с лидером венгерской оппозиции, с министром иностранных дел Дании. Что само по себе беспрецедентно – получается, конкурирующая фирма дублирует функции действующей вашингтонской администрации. Некрасиво получается: Рубио к ним, как мог, со всей душой, а они интригуют против Трампа, устраивают заговоры. Или в соответствии с местной традицией – мюнхенские сговоры.