24 сентября 2017, 16:39 24 сентября 2017, 17:39 24 сентября 2017, 18:39 24 сентября 2017, 19:39 24 сентября 2017, 20:39 24 сентября 2017, 21:39 24 сентября 2017, 22:39 24 сентября 2017, 23:39 25 сентября 2017, 00:39 25 сентября 2017, 01:39 25 сентября 2017, 02:39

Атомная "Сибирь": новейший и крупнейший в мире ледокол

22 сентября под брызги шампанского питерский "Балтийский завод" спустил на воду атомный ледокол "Сибирь" проекта 222-20. Новейший и крупнейший в мире 170-метровый гигант способен с лёгкостью рассекать трехметровый лёд и вести за собой плавучие караваны.

Автор: Салима Зариф

22 сентября под брызги шампанского питерский "Балтийский завод" спустил на воду атомный ледокол "Сибирь" проекта 222-20. Новейший и крупнейший в мире 170-метровый гигант способен с лёгкостью рассекать трехметровый лёд и вести за собой плавучие караваны. Впереди спуск на воду ещё одного ледокола этой же серии — "Урал".

Идея в том, чтобы сделать наш Северный морской путь "глобальной транспортной артерией", работающей круглый год. Сейчас мировые транспортные потоки между Азией и Европой идут мимо России – через Суэцкий канал, но ведь Севморпуть вдвое короче.

Пока же через Суэц проходят по 20 тысяч судов в год, а сквозь нашу Арктику — лишь несколько десятков штук. Российские ледоколы изменят это соотношение в нашу пользу.

Когда до спуска Сибири на воду остается день 20 часов и 18 минут, на палубу ледокола еще можно подняться по лесам. Здесь сматывают кабели, заканчивают сварку. Атомоход готов на треть — сформирован корпус, погружено основное оборудование. Достраивать судно будут уже на плаву. С помощью подъемного крана разматывают цепи для исполинских якорей. На дорожки самого большого в России стапеля, по которым, как с горки ледокол съедет в Неву, уже нанесен специальный состав — насалка.

"Судно спускают на парафино-вазелиновой смеси. Это то, что позволяет нам скользить по дорожке, потому что сама дорожка деревянная. Слово "насалка" осталось со старых времен, потому что раньше корабли спускали на свином сале", — пояснила Валерия Дитковская, начальник отдела общепроектных и спусковых работ ООО "Балтийский завод-судостроение".

Если женщина на борту, считается, что это к несчастью, но женщина, готовящая борт к спуску на воду, — гарантия успеха. Конечно, если это Виктория Дитковская, на которой — вся подготовка к этому важнейшему в жизни судна событию.

"Мы готовились к этому событию, как к рождению ребенка. Мы бережно растим судно день за днем, месяц за месяцем, и вот наконец-то оно впервые коснется воды. Для нас это торжественно и где-то страшно. Это момент, когда мы испытываем гордость за то, что делаем", — призналась Дитковская.

День спуска. У стапеля, где высится "Сибирь", по традиции собираются семьи рабочих. Это настоящий праздник. В этот момент корпус атомохода — а это 16 тысяч тонн — удерживает на суше только металлическая балка.

Момент, когда ледокол касается воды, считается его крещением. И у каждого судна есть крестная мать. У "Сибири" это глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

"Мне было сложно дать согласие стать крестной для кого-либо ребенка, потому что ты так или иначе несешь за него ответственность, а здесь такой большой атомный ребенок", — сказала Голикова.

"Сибирь" — первый серийный атомоход проекта 222-20. Это самые большие и самые мощные ледоколы в мире. Они способны пробивать лед толщиной в три метра.

Важное преимущество ледокола — возможность работы как в открытом океане, так и в устьях сибирских рек. Конструкция судна двухосадочная. Набрав в балластные цистерны воды и осев на два метра, такое судно становится тяжелым ледоколом. Подойдя к устью реки и слив балластную воду, судно подвсплывает и может работать как мелкосидящий ледокол.

На "Балтийском заводе" строятся три таких судна. Корпус атомохода "Урал" еще только собирают, а головной ледокол "Арктика" уже достраивают. И у него уже есть капитан — Александр Спирин. Когда-то он начинал свою морскую карьеру с работы на "Арктике" — легендарном атомоходе, который первым в мире достиг Северного полюса. И вот теперь будет капитаном новой "Арктики".

Эта машина полностью отечественная. "Арктику", "Сибирь" и "Урал" строят всей Россией. Новейшую реакторную установку "РИТМ-200", разработанную в КБ Африкантова, собирают в Подольске. Два реактора по 175 МВт каждый мощнее, но легче и компактнее тех, что используются на других ледоколах.

На "Урале" делают паровые турбины. Проходят гидроиспытания конденсаторов. Закачивают воду, чтобы проверить герметичность сварных швов на титановых трубках, которых здесь порядка 6,5 тысячи.

"Это была очень тяжелая работа для наших поставщиков. Связано это с тем, что ряд предприятий буквально с нуля начинал выращивать те компетенции, что когда-то имели. Например, система электродвижения в России была построена впервые. Электродвигатель мощностью 20 мегаватт для судового решения был построен впервые", — пояснил Алексей Рахманов, президент Объединенной судостроительной корпорации.

У России — колоссальные планы по развитию арктической зоны, и новые ледоколы — это шаг на пути к освоению высоких широт. Впрочем, уже известно, каким будет следующий. Идет разработка конструкторской документации к новому ледоколу – "Лидер" будет в два раза мощнее Сибири. Настоящий арктический внедорожник, оставляющий за собой колею в 50 метров, способный вести за собой караваны судов.

Сокровенная мечта русских моряков о круглогодичной навигации по Северному морскому пути сбывается на наших глазах.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация