Умер создатель одного абсолютно счастливого театра... Петр Фоменко
Сегодня на 81-м году жизни скончался выдающийся российский режиссер Петр Фоменко. Мастер создавал спектакли, которые меняли наше представление о театральном искусстве. Постановки Петра Наумовича стали классикой отечественной сцены. Создавая свой неповторимый мир, он воспитал десятки талантливых учеников. Его театр так и называется «Мастерская Петра Фоменко». Уход из жизни этого удивительного человека – утрата для всей российской культуры. Соболезнования родным и близким режиссера выразил президент России Владимир Путин. Рассказывают «Новости культуры».
Про него говорили – непредсказуемый, парадоксальный, его называли просто Мастер. Петр Фоменко пришел в театр из музыки: до Школы-студии МХАТ и ГИТИСа окончил Гнесинский институт и училище Ипполитова-Иванова по классу скрипки. Потому, наверное, его спектакли многие называли «лирическими симфониями» и говорили – Фоменко режиссирует, как дирижирует, по законам музыкальной драматургии. Его оркестром были «фоменки».
Словно брызги шампанского или воздушные шары, яблоко от яблони – ученики своего мастера. От него усвоили эту игру – легкость, лукавство, волшебство.
«Ушел из жизни великий человек, не просто театральный человек, человек невосполнимой утраты. Для меня он был второй папа», – признается актер театра и кино Карен Бадалов.
Свою Мастерскую, где играют и ставят его ученики, Петр Фоменко обрел только к шестидесяти. А до того слыл неустойчивым гением. Его «Смерть Тарелкина» в Театре Маяковского закрыли по цензурным соображениям. Десять лет в Ленинграде, два сезона в Тбилиси. Психологизм, крупные планы и работа актера с текстом от автора – все это Фоменко отрабатывал на телевидении, в спектаклях по Пушкину и Толстому. Здесь в его орбиту попали и Олег Янковский, и Леонид Филатов, и Александр Калягин, и Маргарита Терехова.
«Он мне сказал как-то, а я потом долго думал над этим советом: "Делай сентиментальней, не бойся сантиментов"», – вспоминает народный артист СССР Марк Захаров.
Сам Петр Наумович в этом смысле был бесстрашен, и на его спектаклях каждый вспоминал о своем детстве, о первой любви.
«У нас у всех есть жизненный опыт, но преобразовать его во что-то художественное, это было у него трогательное, это он умел. Во всем, что он делал, не было мелочей», – заверяет заслуженный артист России Сергей Пускепалис.
Его постановки одновременно и очень умные, и всегда легкие, как пушкинская строчка. Недаром Пушкин - любимый поэт Фоменко, и недаром Петр Наумович так много ставил Пушкина. Как говорят его ученики, для которых уход мастера невосполнимая утрата и боль , Фоменко - это некая стихия, некое явление природы, он удивительно парадоксально мыслил, блистательно владел интуицией.
Он преподавал в Парижской консерватории, ставил спектакли в Комеди Франсез, но, по словам многих, кто его знал, главным для себя считал работу в России, в родном театре, который так и называется «Мастерская Петра Фоменко».
«Таких мало, но по таким определяется состояние театра. Это не так плохо, если мы жили в одно время и у нас был Петр Наумович Фоменко», – говорит народный артист России Олег Меньшиков.
Он не любил шумных торжеств, свой юбилей – совсем недавно, в июле, Фоменко отмечал 80-летие – провел в очень узком кругу близких...
Последняя постановка великого мастера – «Театральный роман». Во время репетиций Фоменко чувствовал себя неважно, но репетировал, как говорят, с утра и до самой ночи, не жалея никого, а себя – прежде всего.
В программе нашего телеканала произошли изменения – сегодня в 21.45 – смотрите творческий вечер памяти режиссера «Тот самый Фоменко, или Посиделки на Тверском».