21 марта 2012, 18:33 21 марта 2012, 19:33 21 марта 2012, 20:33 21 марта 2012, 21:33 21 марта 2012, 22:33 21 марта 2012, 23:33 22 марта 2012, 00:33 22 марта 2012, 01:33 22 марта 2012, 02:33 22 марта 2012, 03:33 22 марта 2012, 04:33

"Многогранность" Начо Дуато на сцене Михайловского театра

В Петербурге сегодня балетная премьера. На сцене Михайловского театра – "Многогранность". Свой спектакль худрук балетной труппы – известный хореограф Начо Дуато посвящает музыке Баха. В этой постановке он и сам принимает участие, как танцовщик.

В Петербурге сегодня балетная премьера. На сцене Михайловского театра – «Многогранность». Свой спектакль худрук балетной труппы – известный хореограф Начо Дуато посвящает музыке Баха. В этой постановке он и сам принимает участие, как танцовщик. Рассказывают «Новости культуры».

«Многогранность» – фирменный и, если можно так выразиться, эксклюзивный спектакль Начо Дуато. Его он впервые поставил на родине композитора в городе Веймаре еще 13 лет назад, и за все это время балет танцевали лишь дважды: в Баварской опере и национальном театре Испании, которым и руководил хореограф. Теперь же свой замысел он воплощает здесь, на сцене Михайловского – практически без изменений.

В гримерках – ни намека на пуанты или балетные пачки. На сцену императорского театра артисты выходят в трико. Единственная уступка – камзол и парик для главного персонажа. Партия Иоганна Баха, скорее, драматическая, а сам спектакль, по сути, его биография, рассказанная на языке движений.

Одним взмахом руки Марат Шемиунов заставляет играть на сцене сразу весь нотный стан. Кордебалет олицетворяет аккорды - так в воображении постановщика выглядит процесс сочинения «Искусства фуги» – цикла, который остался незавершенным. Весь первый акт - о гранях баховского таланта, отсюда, собственно, и название постановки, и о его отношениях с музыкой.

В сцене с виолончелью балерине Сабине Яппаровой пришлось стать послушным инструментом в руках мастера. Покорная пластичность достигалась неделями изнурительных репетиций.

«Я сама училась по классу скрипки, – рассказывает Сабина Яппарова. – И никогда не думала, что мне придется не играть, а телом воспроизвести все то, что хотел показать хореограф и именно ту музыку, которую он хотел, чтобы зритель услышал ее через тело. Конечно, это очень сложно».

Ноты и инструменты, впрочем, не только пластические образы. Постановка в Петербурге идет с живым звуком. В музыкальной основе – 22 фрагмента, лучшие произведения Баха, самых разных жанров. Объединить трубы, скрипки и клавесины раньше казалось невозможным - поэтому в Европе танцевали под фонограмму. Теперь же в оркестровой яме даже электрический орган. Партитуру подготовил главный дирижер Михайловского - Михаил Татарников.

«Начо Дуато нам поставил такую сложную задачу, очень интересную, но очень сложную, – говорит дирижер. – Он собрал записи лучших исполнителей на той записи, которая раньше шла с этим балетом, и это был большой вызов для нас этому соответствовать».

Настоящей сенсацией стал выход на сцену самого Начо Дуато – не только хореографа, но и знаменитого танцовщика. Он исполнил партию Автора, фактически, самого себя – так, словно попросил у композитора разрешения поставить балет на его музыку.

«Это балет-посвящение, – говорит Начо Дуато. – Я ставил его в честь Баха. Я бывал в его доме Веймаре, где он жил. Он провел там почти десять лет, создал множество произведений. И мой балет – лишь то малое, что я могу выразить в знак благодарности этому великому человеку».

И балетмейстер, похоже, получил музыкальное благословение – сегодняшняя премьера на сцене Михайловского пришлась на день рождения Баха. Хотя в самом театре это считают простым совпадением.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация