15 февраля 2012, 08:31 15 февраля 2012, 09:31 15 февраля 2012, 10:31 15 февраля 2012, 11:31 15 февраля 2012, 12:31 15 февраля 2012, 13:31 15 февраля 2012, 14:31 15 февраля 2012, 15:31 15 февраля 2012, 16:31 15 февраля 2012, 17:31 15 февраля 2012, 18:31

История "царственного противостояния" Александра Первого и Наполеона Бонапарта на выставке "Два императора"

В столичном Музее Декоративно-прикладного искусства открылась выставка "Два императора". И это один из первых и многочисленных выставочных проектов, посвященных войне 1812 года.

Это были еще те времена, когда некоторые монархи вели войны друг с другом будто сидя за шахматами, и не зависимо от исхода сражений и числа потерь живой силой, пожимали друг другу руки. Наполеон и вовсе писал на закате жизни: «Александр! Мы любили друг друга». Эта фраза стоит подзаголовком выставки «Два императора». Она открылась в столичном Музее Декоративно-прикладного искусства. И это один из первых и многочисленных выставочных проектов, посвященных войне 1812 года. Рассказывают «Новости культуры».

Тильзитский мир – центр экспозиции, показательный момент отношений двух императоров. «Александр! Мы любили друг друга», – напишет в письме Наполеон. Они могли бы стать союзниками – настолько они преклонялись друг перед другом. И тогда – политическая ситуация в Европе могла бы стать совсем иной.

«Наполеон всегда стремился к миру с Россией, – рассказывает коллекционер Александр Вихров. – Для этого были очень веские основания. У нас никогда не было общих границ. Имея в виду Францию и Россию – они в мире могли контролировать всю Европу. И только Англия становилась страной-препятствием к этому миру».

Непривычно ранимый и эмоциональный Наполеон и «отнюдь не слабый властитель» Александр Первый. О его роли в зарубежных походах, что были в14 году, после большевистской революции старались умалчивать. Хотя в европейской традиции Александр считается крупным полководцем.

«Мы его воспринимаем как государя, которого заслоняет фигура Кутузова во время событий 1812 года, – рассказывает куратор выставки Андрей Гилодо. – А в зарубежном походе – особенно когда происходила знаменитая битва народов под Лейпцигом ситуация сложилась так, что Александру пришлось возглавить войска и он выиграл эту битву у Наполеона».

В 14 году Александр учредил медаль «За взятие Парижа». Но вручать ее стали лишь после смерти императора, который «не хотел унижать чувства французов». Однако пропаганда официальная и неофициальная отражает настроение масс в произведениях искусства. Особенно – в гравюре, предшественнице фотографии. Французы больше акцентируют наполеоновскую агрессию, русские – сдержанность, подчеркивающую венценосность Александра.

Агитационный фарфор Наполеон – мастер пиара – решил использовать первым. Российские царедворцы идею оценили и подхватили. Пропагандистские чашки, тарелки и чайники стали хорошим тоном.

Наполеон – герой мифов положительных и отрицательных. Наполеон – бренд. Он – в кружках, колокольчиках и даже чернильницах-гробницах. В отношении Александра Первого так далеко не заходили.

«Французы посетили Россию, а русские посетили Францию, – это дало взрывной микс, который выразился в появлении стиля ампир – феномен русско-французского», – говорит директор ВМНДПИ Александр Сысоенко.

Изучать этот феномен, разбавленный английскими карикатурами, итальянской мозаикой, увидеть настоящий автограф Наполеона, подлинный портфель Александра, где лежали документы о подписании мира с Францией в 14 году, необыкновенно увлекательно.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация