Флора и фауна русской сцены
Театральных художников – декораторов и костюмеров – часто называют волшебниками сцены. Именно они визуально воплощают идеи драматургов и замыслы постановщиков. При этом технологическая составляющая их работы не менее важна, чем креативная. От дизайнерских и конструктивных решений порой зависит, состоится ли спектакль или останется лишь в эскизах. Реализованные и не увидевшие свет проекты представляет выставка «Флора и фауна русской сцены». Это костюмы, декорации, бутафория начала ХХ века из коллекции Петербургского музея театрального и музыкального искусства. Рассказывают «Новости культуры».
Флора и фауна русской сцены не живут обособленной жизнью, они развиваются вместе с театром. Почти в каждом спектакле – особенно балетном – есть птицы, звери и растения. И часто это главные персонажи. Магия подмостков способена вдохнуть жизнь даже в неодушевленные предметы.
«Костюм кофе, костюм инея, костюм кузнечика. По-моему, замечательная идея. Самое главное, что мы можем показать наши фонды – полмиллиона экспонатов», – отмечает директор Музея театрального и музыкального искусства Наталья Метелица.
Гордость экспозиции – эскизы к пьесе Метерлинка «Синяя птица». Театральные художники Сергей Панов и Сергей Воробьев создали эти образы ровно сто лет назад. И трудно понять, то ли дерево проросло в человека, то ли наоборот. Научиться искусству соединения несоединимого хотят и современные художники. Но эта задача остается такой же сложной, как и век назад. Два костюма – один образ. Первая девушка изображает паука, вторая его паутину.
Зооморфные персонажи пришли в европейский театр из античной мифологии, потом начали оживать на сцене звери и птицы из народного эпоса. В партиях балетных спектаклей люди зачастую и вовсе составляли меньшинство. Художники, увлекаясь, делали ставку на яркий образ животного, игнорируя профессиональные возможности исполнителя.
«Костюм сверчка Михаила Ларионова. Это тот случай, когда художник дерзновенно решает, что он может все и делает спектакль зверей. Но балет не вышел, потому что танца-то не было», – говорит куратор выставки Елена Федосеева.
Непревзойденный по лаконизму и выразительности образ придумал художник Эдуард Кочергин. Спектакль «История лошади» стал в 1970-х новаторской сенсацией товстоноговского БДТ. И костюмы сыграли в нем особую роль.