17 января 2012, 14:45 17 января 2012, 15:45 17 января 2012, 16:45 17 января 2012, 17:45 17 января 2012, 18:45 17 января 2012, 19:45 17 января 2012, 20:45 17 января 2012, 21:45 17 января 2012, 22:45 17 января 2012, 23:45 18 января 2012, 00:45

Татьяна Карпова принимает сегодня поздравления с 96-летием

Старейшая актриса театральной Москвы, ветеран Театра имени Маяковского и единственная в нем народная артистка СССР Татьяна Карпова принимает сегодня поздравления с 96-летием. "Мечтаю только об одном - вновь выйти на родную сцену", - призналась Татьяна Михайловна.

Старейшая актриса театральной Москвы, ветеран Театра имени Маяковского и единственная в нем народная артистка СССР Татьяна Карпова принимает сегодня поздравления с 96-летием. "Мечтаю только об одном - вновь выйти на родную сцену", - призналась Татьяна Михайловна.

Маяковке Карпова предана всю жизнь - пришла сюда в 1939 году после окончания училища, переиграла практически все главные роли и вплоть до 2003 года выходила на эти подмостки. Но потом с ней случилось несчастье - из-за врачебной ошибки у Татьяны Михайловны не функционирует нога, и теперь актриса передвигается на инвалидной коляске.

"В театре я до сих пор числюсь работающей, получаю зарплату восемь тысяч 700 рублей, - рассказала Карпова. - Не хочу отрываться от родного коллектива, жить без него не могу. Знаете, по ночам не сплю, репетирую. Мне все время кажется, что я должна вернуться на сцену. Ведь Сара Бернар играла без ноги. И я смогу - на коляске или в кресле, но для этого нужно найти заинтересованного режиссера, найти пьесу, чтобы поставить спектакль на Малой сцене или в филиале".

"Да, оболочка стареет, но душа-то нет, - продолжила актриса . - Что такое старость? Это минус желание. А у меня - сплошные желания. Я хочу играть, любить, ходить. Весной мне принесли пьесу "Деревья умирают стоя", в свое время в ней играла Фаина Раневская. Пришел режиссер, сказал:
"Татьяна Михайловна, хватит дурака валять, давайте репетировать". Может быть, и получилось бы что-нибудь, но в театре сменилось руководство, ушел Сергей Арцибашев, а нового худрука я не знаю, он меня, видимо, тоже. Но все равно продолжаю надеяться...". "Театр - это моя главная любовь с самого детства, - заметила актриса. - В Харькове у нас был сосед - полиглот, знал 12 языков. Очень меня любил, переводил и читал сказки разных стран. Он воспитал во мне стремление к прекрасному, именно тогда я решила, что непременно хочу быть спящей красавицей. Лет в шесть мы уже ставили спектакли, даже продавали билеты по пять копеек. Брала себе, конечно, все главные роли. Как-то на одном представлении два стула, на которых я лежала, разъехались, и я упала. Думала тогда: "Ну все, это провал, жизнь кончена".

Карпова поступила в Харьковский музыкально-театральный техникум, а потом поехала в Москву. "Педагог сказал, что в столице есть такая артистка Мария Ивановна Бабанова, к ней мне и надо", - вспоминает Татьяна Михайловна и в лицах начинает рассказывать про то, как осваивалась в столице: "Приехали мы с подругой Зиной, с которой, кстати, дружим до сих пор. Сначала пришли в Театр Мейерхольда. После прослушивания меня взяли. Я спрашиваю: "А Зинку?" "А Зинку - нет", - отвечают. И мы пошли дальше. Пробовались в Вахтанговский, во МХАТ, где просили, чтобы к нам позвали Станиславского или, на худой конец, Немировича-Данченко. В итоге стали вольнослушательницами во МХАТ-2, но потом все-таки перешли на курс к Марии Бабановой в театральное училище при Московском театре Революции (с 1954 года - театр имени Маяковского). По окончанию училища Карпову приняли в труппу Маяковки. Самым ярким эпизодом стало для ее участие в спектакле "Молодая гвардия" Фадеева. "Роль Любы Шевцовой репетировала Бабанова, Охлопков заявил мне: "Сиди и смотри", - рассказала Татьяна Михайловна. - А перед премьерой Бабанова неожиданно заболела и ввели меня. В итоге за эту роль я получила Сталинскую премию".

За шестьдесят лет работы в театре Карпова играла более, чем в полусотне спектаклей - "Собака на сене", "Гамлет", "Медея", "Круг", "Мамаша Кураж и ее дети", "Дети Ванюшина", "Чайка", "Кошка на раскаленной крыша", "Королева-мать" и еще десятках других. Ее партерами по сцене становились блестящие артисты. "Обаятельная, лучезарная Бабанова, прекрасные Женя Самойлов, Юдифь Глизер, Лев Свердлин, - перечислила актриса. - Меня приглашали и в "Ленком", и во МХАТ, но я сказала, что никуда из своего дома не уйду".

"И в кино я мало снималась, всего в десяти фильмах, - продолжила Татьяна Михайловна. - Звал в свою картину великий Михаил Чаурели, но я была такой нахалкой, ответила: "Это искусство не для меня, нет живого общения со зрителями". Было время, когда мы ездили на гастроли, и я играла за месяц тридцать спектаклей. Это было счастье, блаженная усталость. У меня спрашивали: "Как ты выдерживаешь?" А я говорила: "Хочу только так. Физически устаю, а духовно расцветаю".

Татьяна Михайловна и сейчас прекрасно выглядит, острит и унывать совершенно не собирается. "Пишу стихи, мне сказали, что даже неплохие, - замечает актриса. - Хочу творческой, а не биологической жизни. Мне это необходимо, наверное, поэтому я так долго наплаву и держусь. Живу не в унынии, а в постоянном азарте. И если у меня кончится надежда на то, что я выйду когда-нибудь на сцену, сразу умру, безо всяких болезней".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация