К столетию Музея имени Пушкина
Государственная Третьяковская галерея принимает в своих залах дорогих гостей – произведения из Музея изобразительных искусств имени Пушкина, малоизвестную графику и акварели русских художников второй половины XIX - начала XX веков. Приурочена выставка к 100-летию Музея имени Пушкина. Дата важная, но важнее то, что впервые после долгой разлуки в залах Третьяковки встретятся законченные произведения и эскизы к ним. Итог общего труда двух музеев - сложенная мозаика, по которой можно проследить творческий замысел художника, понять, как мастер готовился к работе над полотном. Рассказывают «Новости культуры».
Дуэт двух музеев начинается сразу же – в зале, где впервые встречаются парные акварели Константина Сомова. В 1903 году художник пишет «Как одеваются сейчас» - картина из собрания Третьяковки, но только здесь можно увидеть, как тот же Сомов представлял себе, как одевались в старину - это уже работа из Пушкинского.
«В наших залах, показывая эту выставку, мы с удовольствием участвуем в таком праздновании замечательного юбилея нашего дружественного музея и, с другой стороны, даем возможность нашему зрителю расширить свои представления об отечественном искусстве этого периода», - говорит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
Здесь же – знаменитое полотно Шишкина на мотив стихотворения Лермонтова, из двух музеев - эскизы «Демона поверженного» Михаила Врубеля и главное - то, что здесь называют жемчужиной. Если присмотреться видно – это уже вроде и не эскиз, а сама картина в раме.
«Это фотография, поверх которой уже Врубель внес свои корректировки, и она считается полноценным художественным произведением. Это редкий пример художественной фотографии», - показывает куратор выставки, хранитель отдела графики Мария Иванова.
Нет строгой хронологии – картины, в общем-то, современников, только разные направления, жанры и техники. Редкая папье-пелле - на загрунтованной тонким слоем гипса бумаге Филиппов и Боголюбов процарапывают фантастические пейзажи, особый свет, ночь, луна – они придуманы. Рядом – пейзажи акварельные и место действия уже реально - Италия, Греция. И картины, за которые придворный художник Михаил Зичи поплатился карьерой – всего-то сделав иллюстрации к стихотворению Полонского о ярмарочном медведе, освобожденном от цепей.
«Это стихотворение Полонского воспринималось в такой тоже несколько метафоричной форме в то время, и в этом видели намек на отмену крепостного права в России. Здесь Зичи включил циферку 19, это достаточно известная история - намек на 19 февраля 1861 года, манифест об отмене крепостного права, после чего, как считается, он попал в опалу», - рассказывает куратор выставки хранитель русского рисунка в ГМИИ имени Пушкина Олег Антонов.
Эскиз Бурлака к картине Репина «Бурлаки на Волге». Маленький рисунок и целое коллективное творчество – воду писал Боголюбов, камыши - Филиппов, воздух-Соколов. Эскиз Перова к картине, которая сделала его знаменитым, – сельский крестный ход на Пасхе хранится в Третьяковке, а вот то, как художник работал над ней, были ли сразу задуманы очертания церкви и куполов – можно увидеть на эскизе из Пушкинского. Таких сюрпризов немало – один из самых загадочных - эскизы росписи церковного интерьера Сергея Чехонина. О том, что в Пушкинском есть пара, в Третьяковке не знали – теперь надеются, вдруг, увидев их рядом, искусствоведы наконец-то скажут, что же это за интерьер.
Новости культуры