Выберите регион

Смотрим на

Московский фестиваль "Вселенная звука"

Если не со всей Вселенной, то почти со всех уголков планеты Земля собрал музыкантов Московский фестиваль "Вселенная звука". Последний концерт был посвящен памяти педагога и энтузиаста Дживани Константиновича Михайлова, с легкой руки которого в консерватории появился курс "Музыкальные культуры мира". Минувшим вечером на сцену Рахманиновского зала вышли итальянский гитарист Марко Батталья и Шри Анил Дикшит – индийский мастер игры на табла. Впечатлениями делится корреспондент "Новостей культуры".

Гитарист, исследователь, коллекционер в одном лице. Свое призвание Марко Батталья нашел по музыкальным меркам поздно – в 18, отказавшись от карьеры юриста или поприща философа. Быстро наверстал упущенное. После Миланской консерватории стал выступать с концертами по всему миру. Его музыкальная страсть – итальянская музыка XIX века. Его давняя слабость – гитары той же эпохи.

А вот Шри Анил Дикшит не помнит, когда впервые взял в руки табла - "расколовшийся барабан". Бисерные движения пальцев – с этим нужно родиться.

Концерт индийской музыки – ритуал. Музыканты прямо на сцене оговаривают ритм и последовательность ударов.

Такой диалог на интуитивном уровне возможен только в определенном настроении.

Шри Анил Дикшит (Индия): "Выходить на сцену можно только в состоянии внутреннего баланса, душевной ясности".

В индийских партитурах нет нотного стана, тактовых палочек и размера. Есть ритмические циклы: музыкальная проекция дыхания Брахмы. Дыхание – бесконечно. А потому в Индии концерты продолжаются несколько дней.

Звуки табла и бансуры приводят сознание в состояние равновесия. Чтобы его продлить, европейцы обычно надевают пышные восточные украшения, окружают себя ароматом благовоний. Тогда не только зрение, слух, но и дыхание обретают давно забытый ритм гармонии.

Научиться играть на индийских инструментах несложно. Но настоящее мастерство требует работы внутренней. Законы высокого искусства едины во всех частях света.



Читайте также

Видео по теме