День Чайковского на телеканале "Россия К"
7 мая исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Этот день телеканал «Россия К» посвящает великому композитору. В эфире – специальная программа, в которую вошли документальные и художественные фильмы, спектакли и музыкальные программы.
Дом-музей Чайковского в Клину – это настоящая музыкальная Мекка. За столетнюю историю музея его посетили миллионы людей со всего земного шара. Здесь хранятся бесценные экспонаты: нотные рукописи, письма, записные книжки и дневники Чайковского, многие из которых никогда не публиковались без купюр. В них за каждым изменением почерка, каждой помаркой, каждым зачеркнутым словом скрывается своя история, своя тайна. Кто из окружения Чайковского был Пиковой дамой, а кто Лизой; кого композитор наделил чертами пушкинской Татьяны, и как это отразилось на трагедии его личной жизни; чувствовал ли он себя Гамлетом? Ответы на эти и другие вопросы ведущий научный сотрудник дома-музея П.И. Чайковского, хранитель фонда П.И. Чайковского Полина Вайдман и режиссер Дмитрий Бертман будут искать в премьерном документальном фильме «Тайны дома в Клину» в 19:15.
«В музее хранится огромное количество материалов, мы собираем все, что связано с Чайковским, – рассказывает Полина Вайдман. – У нас громадная коллекция исполнений сочинений Чайковского, начиная с его выпускного экзамена и до сегодняшнего дня, автографы, рукописи, дарственные надписи, книги с пометками, где раскрывается весь мир композитора. Он постоянно на полях, в текстах что-то отмечал, иногда просто подчеркивал. И по этим отмеченным листам чувствуется, как он хочет понять, что он не одинок на этом свете. Например, когда он прочитал впервые «Исповедь» Толстого, то написал Надежде Филаретовне: «Это все то, что мне знакомо. Я сам пережил это». В принципе эта система ощущений мира и себя через самоидентификацию, через других людей. Его интересовала тема жизни, смысла жизни и тема смерти. Например, в чистовом экземпляре партитуры симфонии «Манфред», вторая фраза начиналась так: «Томимый, как Фауст, роковыми вопросами бытия...». Затем слова «как Фауст» были зачеркнуты. И вот эти роковые вопросы бытия проходят через всю жизнь Чайковского».
Жизнь и смерть Чайковского сопровождали тайны, многие из которых не раскрыты до сих пор. Создатели ленты «Жизнь и смерть Чайковского» (13:00), основываясь на подлинных документах, попытались приоткрыть завесу некоторых тайн композитора.
«В нашем фильме есть несколько переплетающихся линий, – говорит автор Валентин Тернявский. – За основу мы взяли Шестую симфонию, впервые исполненную за десять дней до смерти Чайковского. Это произведение проходит лейтмотивом через весь фильм. Вторая линия – это воспоминания композитора о своей жизни. Еще одна линия – драма большого художника, пережившего отчаяние отвергнутых творений, бесцеремонность и непонимание критики, так до конца и не нашедшего гармонию. Он был суперпопулярным русским композитором, но некоторые его произведения при жизни не принимали. Например, про фортепианный концерт Чайковского Рубинштейн сказал, что его сыграть нельзя, а сегодня это пианистический бренд. После премьеры «Пиковой дамы» рецензенты писали, что это самая слабая опера Чайковского из всего, что им написано. 6-я симфония тоже была не понята. Римский-Корсаков сказал, что звучит недурно, но ничего нового по сравнению с 4-й и 5-й симфониями. Отсюда возникает тема непонимания новаторских вещей Чайковского. Любимым композитором Чайковского был Моцарт, он его боготворил. Незадолго до смерти Чайковскому предложили написать «Реквием» на стихи Апухтина, на что он ответил, что уже создал 6-ю симфонию, которая по характеру близка к реквиему. Мы постарались провести своеобразную параллель между «Реквиемом» Моцарта и 6-й симфонией Чайковского. И подспудно вырисовалась тема зависти. Драма великого художника, драма непонимания и личная драма – все это переплетено в фильме. На мой взгляд, получилось многоплановое документально-художественное музыкальное кино».
Съемки проходили в Клину, в Воткинске, где прошло детство Чайковского, в Санкт-Петербурге, где прошли последние дни его жизни, а также в городах наибольшего триумфа композитора – Нью-Йорке и Кембридже.
В 16:10 – прямая трансляция из Концертного зала им. П.И. Чайковского. Денис Мацуев, Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра. В программе – П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.
В 19:55 – премьера в России оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке «Метрополитен-опера». Партию Татьяны исполнила народная артистка России Анна Нетребко, партию Ленского поет польский тенор Петр Бечала. Из Польши и Мариуш Квечень, исполнитель партии Онегина. За дирижерским пультом – художественный руководитель Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев. Постановку «Евгения Онегина» осуществила британский режиссер Дебора Уорнер.
Программа «Признание в любви» (17:15) основана на личной переписке Петра Ильича Чайковского и Надежды фон Мекк, сыгравшей большую роль в его творчестве. Она была не просто меценатом и другом, но очень близким человеком для композитора. Их удивительный роман в письмах продлился почти 14 лет. В программе принимают участие актеры Евгений Миронов и Ксения Раппопорт, Национальный филармонический оркестр России. Дирижер Владимир Спиваков. Звучат фрагменты произведений П.И. Чайковского: «Ромео и Джульетта»; 4-я симфония (фрагмент 1-й части), отрывки из балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик».
В 13:50 и 15:10 – Майя Плисецкая и Александр Богатырев в балете П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Хореография Юрия Григоровича.
Также в музыкальной линейке представлены программы: М. Венгеров, Ю. Башмет и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». П.И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром» (12:50); Д. Хворостовский, Д. Алиева, В. Ладюк, Х. Герзмава, О. Перетятько в программе «Оперные арии и романсы П.И. Чайковского» (16:55); В. Атлантов. Ария Германа из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» (18:50).
В 10:20 и 23:20 – лента Игоря Таланкина «Чайковский» с участием Иннокентия Смоктуновского, Антонины Шурановой, Евгения Леонова, Владислава Стржельчика, Евгения Евстигнеева, Кирилла Лаврова, Аллы Демидовой, Майи Плисецкой. Награды: премия за мужскую роль Иннокентию Смоктуновскому на МКФ в Сан-Себастьяне (1970); специальный приз жюри Игорю Таланкину на МКФ в Сан-Себастьяне (1971); номинация на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (Игорь Таланкин), номинация за лучшую адаптацию музыкального сопровождения (Дмитрий Темкин) в 1971 году.
Пресс-служба телеканала «Россия К»