В Ярославле открылась выставка "Уникумы. Реликвии. Редкости. Раритеты"
В Ярославском музее-заповеднике проходит выставка «Уникумы. Реликвии. Редкости. Раритеты». Экспозиция посвящена 150-летию музея и охватывает 12 веков отечественной и зарубежной истории. Кураторы выставки даже называют её «энциклопедией ярославской жизни». Представленные экспонаты составляют гордость музея, хотя некоторые до этого не выставлялись. За полтора столетия существования Ярославский музей впервые представляет свои коллекции в таком объеме.
Представленные экспонаты составляют гордость экспозиции, хотя некоторые выставляются впервые. Например, свинцовая вислая печать XIII века первого ярославского князя Всеволода Константиновича. Самый древний экспонат датирован девятым веком, самый молодой – двадцатым. Это с позолотой издание «Слова о полку Игореве» на французском языке. Сотрудники музея шутят, что так французы исправляют ошибки прошлого.
«Во-первых, благодаря им "Слово" сгорело в 1812-м году. Они его сожгли. Во-вторых, в XIX веке именно во Франции родилась гипотеза о том, что "Слово" – это подделка, созданная на основе "Задонщины", – говорит хранитель отдела фондов музея Татьяна Гулина.
Отдельная тема – история нахождения ярославских кладов. По мнению специалистов, в ярославских землях до сих пор укрыты бесценные, с исторической точки зрения, сокровища. Ну, а те, что уже открыли место своего пребывания, все равно загадывают загадки. Как, например испанское серебро XVIII века попало в Гаврилов-Ямский уезд?
«Оказалось, что это был период, когда наряду с русскими монетами испанские монеты выполняли роль международной валюты и даже принимались в платежи в России», – рассказывает заведующая сектором нумизматики музея Татьяна Рязанцева.
Дом-музей Собинова тоже поделился своим сокровищем: прекрасно сохранившейся визитной скатертью с автографами великих театральных и музыкальных деятелей XIX столетия. Знаменитости, приходя в дом, расписывались на скатерти, а хозяйка бережно вышивала по линиям, сохраняя автограф дорогого гостя.
Василий Иванович Качалов очень близким был другом Собинова, и он оставил такую запись: «Мне нечего делать, я гуляю по миру, и ничего я так не люблю, как пить шампанское. Анатема Качалов». Как раз в 1909 году он играл во МХАТе в спектакле «Анатема» по пьесе Леонида Андреева.
Хозяев этих предметов уже давно нет на свете. А они – есть, и говорят с нами. Нужно только разгадать их послания. Этим и занимаются сотрудники музея-заповедника.