В театре "Новая опера" представляют "Пиковую Даму" Чайковского
История государства Российского сквозь призму пушкинской драмы. Театр «Новая опера» представляет собственную версию бессмертной классики – режиссёр Юрий Александров поставил знаменитую оперу Чайковского «Пиковая дама», расставив в произведении иные акценты и изменив даже детали сюжета. Главная тема спектакля в новой сценической версии – трагедия героев, неразрывно связанная с трагедией страны. Судьба Германа, Лизы и Графини, прослеживается в исторических обстоятельствах последнего столетия. На генеральном прогоне постановки побывала съемочная группа «Новостей культуры».
Объяснение в любви или сцена сумасшествия: Герман путает слова, рассказывая о своей страсти. Деньги – лишь средство для ее достижения.
В партии Германа – обреченность с первых нот, к такому образу – многие не привыкли. Но Михаила Губского трактовка режиссера Юрия Александрова не смутила.
«Этот спектакль весь построен на заостренных эмоциях, на заостренном мироощущении, – рассказывает Юрий Александров. – Музыка должна совпадать с тем, что у тебя в душе, потому что у Чайковского это была исповедальная работа, и для меня она исповедальная».
О том, что некоторые сцены в этой опере – автобиографичны, режиссер спектакля признается на пресс-конференции. Рассказывает и о том, что вынашивал идею постановки с 2000 года, что для него «Пиковая дама» – не только история о жизни людей, это история России».
«Иллюстрировать историю про картежные дела, связанные с чувственной стороной, мне кажется мало, – отмечает режиссер. – Герман – русский архетип. Мне показалось интересным провести этот тип через разные моменты жизни России. Поскольку мы находимся в 2013-м, а мы начинаем с 1913-го – в котором родился этот спектакль, который посвящен дому Романовых, действуют и Николай Второй и Иосиф Сталин».
Разные эпохи на сцене призвана объединить гигантская конструкция. Увеличенная в несколько раз копия скульптуры «Амур и Психея» из Летнего сада в Петербурге. Вокруг нее – группируются все пространственные решения.
«Основные идеи сценографии – обобщенный образ, здесь семь картин и все разные эпохи, была задача объединить эту метафору», – поясняет главный художник театра «Новая опера» Виктор Герасименко.
Каждый персонаж в этой версии – практически неузнаваем: такой Графини за всю сценическую историю «Пиковой дамы» еще не было. Без палки и грима – не старуха – женщина средних лет: умирает не от испуга, сама сводит счеты с жизнью. На эту роль утвердили невозрастную актрису. Агунда Кулаева была уверена, что как минимум лет 20 исполнять партию графини ей не грозит.
«Первой реакцией был отказ от этой партии, но потом я прониклась, это самый мой любимый образ, из тех, что мне довелось сделать», – признается Агунда Кулаева.
Эта опера – как послесловие к ХХ веку. Музыку «Пиковой дамы» Чайковский сочинял буквально со слезами на глазах, настолько личностным для него был этот сюжет. «Его слезы – это мои слезы», – говорит режиссер постановки. А может быть, и чьи-то еще: каждый в этой истории – может увидеть свою.
Новости культуры