Исполнилось 90 лет со дня рождения Марии Каллас
«Бывших» богинь не бывает. Эта певица – единственная обладательница титула La Divina – «Божественная», которая сохранила это высочайшее звание и после смерти. Титул был дан восторженными поклонниками – а суд публики, говорила она, «самый справедливый». 90 лет назад в Нью-Йорке, в семье греческих эмигрантов родилась Мария Анна София Цецилия Калогеропулу. Мир знает её как Марию Каллас. Рассказывают «Новости культуры».
Она привыкла держать удар, знала, когда сказать – нет. Принципиальная и бескомпромиссная – Мария Каллас умела отстаивать свои права.
«Я родилась бойцом не из любви к драке, я ненавижу ссоры, меня тошнит после них, но когда мне приходится защищаться, я нахожу в себе гордость: что ж, другого выхода нет, надо защищаться», – говорила певица.
Ее почти бойцовская хватка удивляла многих. Мария Каллас была нетерпима, не признавала работу в полсилы, ошибки партнеров, как и свои, прощать не умела.
Бешеная работоспособность приносила свои плоды. Успех певицы был феноменальным. Чтобы услышать в ее исполнении «Тоску» – за четыре дня до поступления билетов поклонники выстраивались в километровые очереди.
«Ни для кого другого я не стал бы этого делать. А что в ней такого? В современной опере она единственная звезда, великая певица. Такая жалость, что она не пела здесь до сих пор, пропустить ее выступление было бы преступлением, величайшая певица века», – говорит поклонник Марии Каллас.
Ей отдавали предпочтение лучшие театры мира. В 28 Мария Каллас покорила Ла Скала. Консерваторы итальянцы долго присматривались к ней. Но вынуждены были признать … равной ей – на тот момент в исполнении белькантовых партий – практически не было.
Ла Скала до сих пор хранит память о Каллас. А записи, сделанные в тот период – считаются эталонными.
«Когда я учился в Ла Скала, чувствовал, что ее голос еще там», – признается оперный певец Паата Бурчуладзе.
«В Ковент-Гарден – ее боготворили, я когда проходила по коридорам, везде – ее афиши, в Метрополитен – то же самое», – говорит народная артистка СССР Маквала Касрашвили.
Работа с Висконти – ее любимым учителем, как она его называла, научила Каллас быть актрисой на сцене. Музыкальные паузы в ее исполнении – были настоящими театральными номерами.
Она пробовала себя в разных амплуа: некоторое время преподавала, ставила в Турине оперу Верди «Сицилийская вечерня», снималась в фильме Паоло Пазолини «Медея».
У нее было все: талант, слава, любовь публики, но не было главного – любви. В 34-ть она знакомится с Аристотелем Онассисом. Ради него – жертвует всем: карьерой, семьей. Коллекционер женщин и дамский угодник Аристотель такого подвига – не оценил, ударом для Каллас стала его женитьба на Жаклин Кеннеди.
«Она рассказала мне историю ее любви с Онассисом, – говорит народная артистка СССР Елена Образцова. – Она его, действительно, безумно любила, а когда любишь мужчину, хочешь ему нравится. И она решила похудеть. Не только для Онассиса, но и для сцены. В это время она готовила партию Виолетты. Она спела Виолетту, и она действительно была похожа на умирающую женщину. И она стала терять голос, но не от того, что похудела, а от того, что начался разлад с Онассисом».
Ее история вдохновила Франко Дзефирелли на создание ленты «Каллас навсегда».
Вымышленный сюжет не помешал его создателю использовать подлинные записи Каллас.
«Благодаря этой женщине, я на себе поняла то, о чем догадывалась, и то, в чем я всегда хотела убедиться, что быть настоящим артистом – это всегда идти к поиску абсолюта», – признается актриса Фанни Ардан.
Потеряв голос, великая певица утратила и интерес к жизни. Последние годы Каллас прожила в Париже в полном одиночестве.
«Вопреки распространенному мнению – Бог дает нам, чего мы желаем, – говорила мария Калласс. – Просто мы просим не о том. Я ненавидела Марию, хотела быть Каллас, и на какое-то время я была ею. А мне надо было просить Бога о том, чтобы быть просто женщиной».
Новости культуры