Шедевры из коллекции сэра Роберта Уолпола готовы к возвращению в Британию
Полотна из собрания Музея изобразительных искусств примут участие в выставке "Историческое воссоздание. Возвращение в Хоутон. Шедевры Уолпола. Эрмитаж Екатерины Великой". Этому событию в Пушкинском посвятили сегодня пресс-конференцию. Знаменитая коллекция Роберта Уолпола – одного из крупнейших английских коллекционеров первой половины XVIII века – впервые за два с половиной века будет гостить на своей родине. Сегодня 13 ее полотен хранится в Москве, большая часть – в Петербурге. Грандиозный выставочный проект поддерживают крупнейшие музеи мира. Принимающей стороной выступает Хоутон-холл в Норфолке. Рассказывают "Новости культуры".
Лорд Чамли, прямой потомок Роберта Уолпола, в России не в первый раз. Он сам и некоторые его предки уже приезжали увидеть картины из родовой коллекции в Эрмитаже и Пушкинском. То, что теперь эти картины, пусть и на несколько месяцев, окажутся в стенах специально построенного для них поместья, – настоящая сбывшаяся мечта.
"Думаю, мои предки могли о таком только мечтать. Когда я унаследовал Хоутон-холл, то обнаружил в ящике старого бюро сэра Уолполла наброски того, как и где висели картины в его доме. Так что теперь мы можем совершенно точно реконструировать все, как было", – отмечает лорд Чамли.
Сэр Роберт Уолпол, первый премьер-министр Великобритании, был страстным и знающим собирателем. Денег на страсть не жалел – в коллекции только первые имена: Рембрандт, Веронезе, Мурильо, Рубенс. Свое поместье Хоутон-Холл он построил специально как достойный дом для своей коллекции. Однако многочисленные долги заставили его потомков продать коллекцию. В английском Парламенте долго спорили, как спасти уникальное собрание, сохранить его в Англии, сделать основой Национальной галереи. В это время Екатерина Вторая сказала: так же, как кошка никогда не выпустит пойманную мышь, так и я никому не отдам коллекцию Уолпола. Огромная по тем временам сумма – более 40 тысяч фунтов – подтвердила серьезность ее намерений.
"Они оба – и Роберт Уолпол и Екатерина Вторая – были страстными коллекционерами. Оба знали толк в искусстве, выбирали лучшее. Уолпол даже свое поместье Хоутон-холл построил специально как достойный дом для своей коллекции", – отмечает куратор проекта Тьерри Морель.
Приобретение Екатериной Великой коллекции Роберта Уолпола стало одной из самых знаменитых сделок в истории искусства. Сегодня почти каждая из картин собрания стоит столько же, сколько когда-то российская императрица заплатила за всю коллекцию, в которой было почти 200 работ. Теперь картины, как птицы, слетаются в родное гнездо из разных музеев не только России, но и мира.
"От Пушкинского поедут четыре полотна – кисти Мурильо, Веронезе, Антониса Мора ван Дасхорта и Рембрандта. Те, которые сегодня готовы путешествовать. Сейчас их приводят в порядок перед ответственной командировкой", – поясняет директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.
"Это картина Веронезе. Она находится в процессе реставрации. Специально для показа на выставке в Хоутон-холле ее сейчас реставраторы делают. Поэтому вас не должны смущать вот эти пятна, заплатки,будет сделана хорошая профессиональная тонировка. Картина будет покрыта новым слоем реставрационного лака. То есть все будет как следует, и картина будет во всем блеске демонстрировать талант прославленного венецианского живописца", – заверяет заведующий отделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Вадим Садков.
То, что стало потерей для Великобритании, послужило основой Петербургского Эрмитажа. По иронии судьбы переезд в Россию фактически спас коллекцию Уолпола: вскоре после ее отъезда в Петербург галерея, в которой располагались картины, сгорела дотла.
Читайте также:
Шедевры из собрания ГМИИ имени А.С.Пушкина будут экспонироваться в Великобритании
Новости культуры