В Третьяковской галерее готовятся к открытию выставки Михаила Нестерова "В поисках России"
Россия глазами Михаила Нестерова. Третьяковская галерея готовится к масштабной выставке работ знаменитого художника, приуроченной к 150-летию со дня его рождения. До открытия экспозиции осталось меньше месяца, некоторые работы Нестерова будут показаны впервые. Пока же на эскизы и живопись из фондов Третьяковки и из частной коллекции внучки художника – Ирины Шретер – любуются лишь сотрудники реставрационных мастерских. Рассказывают «Новости культуры».
Неизвестный Нестеров пока находится в реставрационных мастерских Третьяковской галереи: здесь возвращают к жизни 14 картин. Они попали сюда в 2012 году – по завещанию внучки Нестерова, художника кино Ирины Шретер. В основном это эскизы к большим полотнам.
Благодаря этой коллекции Ирины Шретер можно проследить, как рождался тот знаменитый – без ярких красок, ненавязчивый «нестеровский» пейзаж – и как создавались портреты. Один из эскизов – «У постели больной» – вот так в коричневых тонах Нестеров переживает смерть своей первой жены Марии. По счастью у реставраторов в этом случае работа не очень сложная.
«В данном случае она состояла из двух частей, у нее была отрезанная часть работы, сейчас сдублирована она на новое основание, а поступила без подрамника и кромок – состоящая из двух частей», – поясняет художник-реставратор Дарья Салмина.
Третьяковка открывает неизведанного Нестерова и в собственных запасниках – драматическая нестеровская «Голгофа» попала сюда в 1957 году – без подрамника, части красочного слоя и информации о прошлых владельцах.
«Мы собирали буквально как пазл все, потому что местами были сильные утраты, но по счастью, но они не помешали нам собрать автора в том виде в котором он и был, – говорит заместитель заведующего отделом реставрации станковой масляной живописи Государственной Третьяковской Галереи Екатерина Волкова. – Когда мы все сложили, нам стало все понятно и никаких сомнений не было, как располагается тот или иной фрагмент».
Известно только, что Михаил Нестеров закончил «Голгофу» в 1900 году и представил на выставке передвижников в Петербурге, затем картину видели на выставках Москвы и Харькова, но никто из современников ее не оценил – все это было слишком мрачно. А в 1904 началась Русско-японская война, в конце марта пришла новость, которая потрясла всех: крейсер «Петропавловск» подорвался на японской мине. Погибли знаменитый адмирал Макаров и друг Нестерова – художник Верещагин. Тогда-то художник и пожертвовал картину на нужды Красного креста – в общину святой Евгении – оттуда она была выкуплена по воспоминаниям современников, «каким-то сибиряком».
«Он в письмах писал, что он работает над “Голгофой”, темой трагической, очень для него не характерной, – рассказывает куратор выставки Галина Чурак. – Трагедия не моя тема, писал Нестеров, для меня ближе, понятнее умиротворенное состояние души».
Последний раз большую ретроспективу работ Михаила Нестерова в Третьяковке устраивали в 62-м году – отмечали столетие со дня рождения художника, тогда ограничились его монументальными полотнами. Теперь можно будет всмотреться не только в лики нестеровских святых и философов, но и в графические эскизы к церковным росписям и найти ту самую искомую Россию – в так любимых художником неброских пейзажах.
Новости культуры