Российские театры открыли «Шекспировский сезон»
В 2014-м году исполняется 450 лет со дня рождения величайшего и, без преувеличения, самого загадочного драматурга всех времён и народов. Споры о том, существовал ли на самом деле человек по имени Уильям Шекспир, ведутся до сих пор. Но даже те, кто сомневается, всё равно идут в театр. Потому что театры всего мира в этом сезоне объявили негласное соревнование по количеству и качеству новых версий шекспировских пьес. Москва участвует. Рассказывают «Новости культуры».
Редкий режиссер хотя бы однажды в жизни не задумывался: а не поставить ли Шекспира? И большинство хоть раз, да попробовали.
Каждое время, общество и личность на Шекспире как будто проверяют уровень собственной творческой и человеческой зрелости. Юрий Бутусов – не новичок на шекспировской ниве – на сцене «Сатирикона» заставил Яго жарить для Отелло яичницу, между делом сея сомнения в душе совсем не похожего на грозного генерала героя.
Еще один Отелло погубил еще одну Дездемону на сцене Театра Вахтангова, следуя фантазии хореографа Анжелики Холиной. Причем, без единого слова, в том числе, хрестоматийного «Молилась ли ты на ночь… ». Театр Пушкина предложил «Меру за меру» работы как раз одного из шекспиролюбов – Деклана Доннелана. Пьеса о двойной морали, о власти, которая не умеет «ближних и себя одною мерить мерой», считавшаяся неудачной при жизни Шекспира, прозвучала пугающе актуально.
Строптивую, по-своему – радикально – укрощал Роман Феодори в Театре Наций. Он перенес действие на военную базу, превратил его в фарс, почти цирк – с акробатами на батуте, жонглерами, трубачами, фривольными шутками и двусмысленностями. Роберту Стуруа не давал покоя пустяк, поворачивающий нашу хрупкую жизнь на 180 градусов – это и заставило его во второй раз взяться за «Комедию ошибок» в театре Et Cetera. Однако истинный бал на театральных подмостках столицы правил Принц датский, из 9 постановок – 4 «Гамлета».
Похожим на инфантильного хипстера оказался Принц датский работы молодого французского режиссера Давида Бобе в «Гоголь-центре». Микс из манифестов, параллелей с современностью и визуальных эффектов – вместо тени отца – виртуальный призрак в мавзолее. Классически сосредоточенный на смыслах Гамлет – у Марка Розовского. Режиссер уверен: своего Гамлета нужно выстрадать, а не прятаться за шумом и новомодными эффектами. Его Гамлет – человек играющий. «Гамлет идет на смерть, потому что он не может иначе. Он жертвует собой. И он играет при этом. Он остается самим собой. Он с самого начала знает, что погибнет. Мой Гамлет, наш Гамлет, в театре "У Никитских ворот"», - отмечает режиссер, народный артист России Марк Розовский.
Валерий Саркисов одел героев Гамлета в полукосмические костюмы, расставил на как будто музейных пьедесталах. Однако далее сосредоточился исключительно на внутренних смыслах. «Самое главное для нас, что Гамлет молодой. И у Шекспира он молодой. Это все мифы, что ему под 40. Такой же потерянный, как и во все времена молодежь», - объясняет режиссер Валерий Саркисов.
Под самый Новый год Театр Наций выпустил своего Гамлета – в кубе. В главной роли Евгений Миронов, постановщик – хедлайнер мирового театра - Робер Лепаж. Неожиданный моноспектакль, в котором Миронов – один за всех, - замес из юмора, лирики, психологизма и новейших технологий – все то, чем Лепаж славится. «Мне кажется, Гамлет, помещенный в куб, вместо обычной сцены, выглядит очень органично. Он очень закрытый персонаж, и на него ужасно давит пространство вокруг. В какой-то момент Евгений Миронов даже посетовал: не слишком ли мы увлекаемся формой? Но, в конце концов, мы нашли баланс формы и содержания», - вспоминает режиссер Робер Лепаж.
В Шекспировском марафоне наметился лидер – Театр Наций. После двух случившихся премьер, здесь строят наполеоновский планы на вторую половину сезона. Зрителей ждет редкая постановка по Сонетам Шекспира от Тимофея Кулябина. Режиссер обещает: никаких костюмов и разукрашивания. «Я попробую совместить поэзию как жанр и тексты Шекспира с какой-то другой проблемой, практически с документальной проблемой, о том, в каком мире мы сегодня живем», - поясняет режиссер Тимофей Кулябин.
В конце апреля, когда, наиболее вероятно, и родился Шекспир, театр на три дня превратится в дом драматурга. Режиссеры театра сделают несколько 5-минутных историй на тему кого-то шекспировского героя. Общую режиссуру действа взял на себя Филипп Григорьян. Признается: лично ему хотелось бы праздновать день рождения Шекспира с не слишком уж умным видом. Куда уместнее – посмеяться и пошутить вместе с его героями. «Эта ходилка – проходка не только по театру, но по жанрам – у нас есть драматический театр, кукольный, у нас есть опера, социальный театр, сейс-спесифик, и у нас есть танец. Современный танец. И это будет последняя площадка, где компания "Диалог дэнс" покажет свой кусочек – свой фрагмент. Они хотят делать Гамлета», - рассказывает Филипп Григорьян.
Стоит ли удивляться еще одному Гамлету, когда история театра последних 400 с лишним лет идет не иначе, как рука об руку с Шекспиром?
Новости культуры