Открытие персональной выставки работ Ильи Табенкина
Илья Табенкин был из числа художников, творчество которых делится на «до» и «после». Своё состояние в период 50-х-60-х годов он описывал так: «Мучительно искал, пробовал и не находил того, что принесло хотя бы толику творческого удовлетворения». Что именно спровоцировало перелом в его сознании – остаётся загадкой. Она – ключ к пониманию картин Ильи Табенкина – строгих, исчерпывающих, живущих вне пространства и времени. На выставке работ художника в Московском музее современного искусства побывали «Новости культуры».
Больше всего он любил загадки. Натюрморты художника – своеобразные ребусы – тому подтверждение. В 70-е Илья Табенкин придумывает собственный натюрморт, вмиг превратившись из живописца, каких много, в мистика, почти пророка. Странные фигурки вместо таких привычных для натюрморта ваз с цветами и фруктами заставали публику врасплох. Первыми преодолевают стереотипы искусствоведы.
«Его натюрморты сродни эстетическим идеалам Моранди, итальянского футуриста, который одним из первых еще в 20-е -30-е годы через натюрморт начинает передавать экзистенцию, ощущения от жизни, от мира», - рассказывает куратор выставки Любовь Агафонова.
Впечатлений в жизни Ильи Табенкина было достаточно. Еще студентом он попал в Бутырскую тюрьму - за то, что послал арестованному другу краски. «Он собрал, послал и рассказал об этом на занятиях, через несколько дней его взяли за связь с врагом народа», - говорит сын художника Лев Табенкин.
Вернуться в профессию помог случай - во время Второй Мировой удалось скрыть судимость и поступить в Художественный институт в Самарканде. Дальше были традиционные пейзажи, портреты. В 68-м Илья Табенкин даже участвует выставках поставангардистов, но к направлению «другого» искусства так и не примыкает. «Он был немного младше своих коллег, так называемых художников – шестидесятников, Лианозовской группы бунтарей, он их не возглавил и не поддержал», - утверждает куратор выставки Любовь Агафонова.
К своим необычным натюрмортам художник приходит уже почти в 60. Сам раскрашивает ткани для постановки натюрморта, сам создает предметы.
Чтобы доказать посетителям, что это все-таки натюрморты, а не пейзажи космических поверхностей, музейщики выставили и фигурки, которые сам художник лепил из глины и гипса и с них же писал картины.
В 88-м эксперты «Сотбис» отобрали работы художника для участия в аукционе русского искусства в Москве. Его работы хранятся в частных коллекциях по всему миру. Сейчас в этих натюрмортах видят развитие ветхозаветной идеи о сотворении мира. Художник не любил что-либо утверждать. Зрителям предложено самим разгадать тайну загадочных фигурок.
Новости культуры