В Государственной Думе обсудили положение российского кинематографа
Способно ли сегодня российское кино конкурировать с Голливудом? Вопрос скорее риторический. За прошедший год из 350 вышедших в прокат картин только 70 были отечественного производства. Окупились меньше трети из них – 12. Выбор в пользу российских фильмов – даже по самым оптимистичным прогнозам – делают лишь 15 из 100 посетителей кинотеатров. Можно ли помочь российской киноиндустрии? На заседании в Госдуме кинематографистам было предложено несколько законов, способных, по мнению их авторов, повлиять на ситуацию. Но вопреки всем прогнозам законотворцев – кинематографисты выступили против нововведений. Рассказывают «Новости культуры».
Заседание кинематографистов начинается с минуты молчания – в память об Алексее Германе. От теплых слов и соболезнований – переходят к конструктивным законодательным предложениям – от депутатов: «Налоговые льготы для голливудских фильмов – это как минимум парадокс. И такой законопроект внесен. Второй законопроект предлагает по итогам года календарного сделать так, чтобы было не менее 20 процентов в прокате».
20 процентов в прокате – это о российских фильмах. Авторы законопроекта предлагают ввести квоту – обязательный для каждого кинотеатра, прописанный в законе, процент отечественных лент. Вопрос за последние десять лет в Госдуме поднимался не раз. И цифры предлагались разные – 40 процентов, ровно половина и даже 80 процентов проката предлагалось закрепить за российскими картинами. Казалось бы – благо для нашего кинематографа. Но почему-то ведущие его представители – недовольны.
«Конечно, проще всего написать: давайте мы сделаем квоту 80 процентов, – говорит кинорежиссер, народный артист России Владимир Бортко. – Тогда к этим 80 процентам поставьте еще полк милиционеров, а лучше ОМОНа, который будет загонять этих потенциальных зрителей смотреть наше кино».
На вопрос чем обернется для рядового зрителя введение НДС на зарубежные картины – отвечают владельцы кинотеатров.
«Если у нас появляются дополнительные затраты, эти затраты будут безусловно увеличивать стоимость билета и для рядового посетителя», – отмечает гендиректор сети кинотеатров Сергей Китин.
Это и есть законы рынка. Аналитики тут же подхватывают тему. У них – уже готов неутешительный прогноз на будущее.
«Удорожание кинобилетов на 13, 15, 18 процентов – объективно приведет к социально-демографической диспропорции в составе зрительской аудитории кинотеатров в сторону более обеспеченной доли населения, вытеснения сегмента школьников, учащейся и работающей молодежи с невысоким уровнем доходов», – убежден генеральный директор исследовательской компании Олег Иванов.
За круглым столом поднимают и другой вопрос – что за фильмы выиграют от этих новых законов.
«Мне кажется, что “Дозоры” – картины выдающиеся в художественном плане, – говорит кинокритик Кирилл Разлогов. – А картина “Яйца судьбы” – мягко говоря, картина менее выдающаяся, а картина “Гитлер капут” – выдающаяся в обратную сторону».
Звучат альтернативные предложения – вместо квот и введения НДС для фильмов-иностранцев – разработать систему дотаций для отечественных лент или заняться повышением их конкурентоспособности. Камень преткновения здесь – деньги: шесть миллиардов на развитие российского кинематографа – сумма огромная, никто не спорит. Но киношники шутят: делят между собой бюджет одного «Шрека». Кажется, впервые киносообщество едино во мнении – такие законы принимать нельзя. Их авторы такого напора не выдерживают – уходят с заседания. Кинематографисты обращаются к Комитету по культуре, просят наложить на проекты мораторий.
«Я не могу дать такой гарантии, – говорит председатель Комитета Государственной Думы по культуре Станислав Говорухин. – Даже если я выйду на трибуну и буду бить в падучей, все равно никак не повлияет. Поэтому надо принять такие меры экстренные».
Экстренные меры – это альтернативный законопроект от киносообщества. Что должно быть в нем – не трудно догадаться: болевых точек у российского кинематографа много – говорят киношники. Например, Интернет-пиратство. А пока вопрос примет ли Госдума законы о киноиндустрии, против которых выступают крупнейшие ее представители – остается открытым.
Новости культуры