В столице завершился фестиваль "Магистр Игры"
Первый международный фестиваль современной академической музыки завершился вчера в Москве. Название фестиваля даже утрированно академическое – на латинский манер. Magister Ludi переводится как «Магистр Игры» а ещё и как «учитель», или «воспитатель». То есть сделано указание на то, что новая музыка ничуть не проще прежней. И вообще, публике нужна специальная подготовка, когда она имеет дело с тем, что шагает в ногу со временем или даже немного опережает его. Рассказывают «Новости культуры».
Семь дней, шесть концертов, 25 произведений современных композиторов из девяти стран мира. От многочисленных фестивалей современной музыки «Магистр Игры» сразу решил отличиться – количеством мастер-классов и участников.
«Особенно хотелось выделить, что у нас было много ансамблей, – рассказывает генеральный продюсер фестиваля Павел Скороходов. – Все-таки не так часто можно встретить такое количество ансамблей, причем первоклассных ансамблей. Четыре московских и два зарубежных».
Солисты Пражской филармонии, а в свободное время музыканты квартета Fama Q – выступают на закрытии фестиваля, делят сцену с ансамблем Студия Новой музыки. В программе сразу четыре российских премьеры, три из них в присутствии авторов, нарушителей классических тональностей.
«Я не даю много технических руководств музыкантам, я пытаюсь показать, что я сообщаю каждым отрезком произведения», – говорит композитор, приглашенный профессор Пражского университета Мирослав Срнка.
Кристоф Шисс, напротив, следит за каждой нотой, уточняет у музыканта: это вы не можете, или инструмент? Сочинение «Hibernation», в переводе «зимняя спячка», швейцарский композитор написал в прошлом году. Профессор музыки Гарвардского университета, композитор Хая Черновин свою «Любовную песню» слушает без замечаний. От фестиваля в восторге.
«Это очень разнообразный фестиваль, – отмечает Хая Черновин. – В нем много направлений, композиторов. Это великолепно! Он показывает гораздо более широкий взгляд на то, что делают сегодня разные поколения современных композиторов.
Композитор, профессор Высшей школы музыки в Базеле Роланд Мозер тоже был приятно удивлен, когда узнал, что название фестиваля Magister Ludi «Магистр игры» позаимствовано из романа «Игра в Бисер» Германа Гессе, его любимого писателя.
«Гессе жил в Австрии, и когда я сам был в горах неподалеку, я написал ему письмо и прислал букет альпийских цветов, – рассказывает Роланд Мозер. – Через несколько дней я был просто поражен, получив от него ответное письмо. Там было его стихотворение и подпись. «Сердечный привет Герман Гессе».
В романе Германа Гессе игрой в бисер увлекались лишь избранные. С мнением о том, что современная академическая музыка – элитарное искусство – участники фестиваля не согласны. И полный Рахманиновский зал московской консерватории – тому подтверждение.
Новости культуры