Анастасия Вертинская отмечает юбилей
Сегодня отмечает юбилей Анастасия Вертинская. Изысканная и утончённая – она играла героинь Мольера, Чехова, Шекспира и Толстого. В последние годы актриса - редкая гостья на сцене и экране. Говорит – нет интересных предложений. Однако, время у Вертинской расписано по минутам – она создала благотворительный фонд поддержки ветеранов сцены. А также занимается переизданием наследия своего отца - Александра Вертинского.
Нездешняя, из другой галактики, «сотканная из неземного материала» — так отзываются коллеги и зрители об Анастасии Вертинской. Она же всегда мечтала о комедийных и острохарактерных ролях. На свои романтические образы актриса теперь смотрит, как на детские фотографии – немного снисходительно.
«У Насти была всегда узкая фактура, - говорит кинорежиссер Никита Михалков. - Романтическая героиня по своему амплуа и, конечно, ей хотелось вырваться из привязавшегося к ней ярлыка. Настя - человек очень волевой, очень сильный, очень самостоятельный, самостоятельно мыслящий».
О картинах «Алые паруса» и «Человек-амфибия» Анастасия Вертинская не любит распространяться. Признается, «тогда не знала, как двигаться перед камерой, и что говорить».
Школой актерского мастерства в 64-м году стала для нее роль Офелии в фильме «Гамлет». Григорий Козинцев искал типаж, напоминающий портреты раннего Возрождения. «Всё было хорошо: и внешность, и походка, - вспоминал режиссер, - но у нее не билось сердце. Забиться его заставила музыка Шостаковича».
Шекспировских героинь она будет играть и на сцене. В 83-м в спектакле «Буря», поставленном Эфросом на «Декабрьских вечерах» в Пушкинском музее, Вертинская исполнит сразу две роли — Просперо и Ариэля. А роль Оливии на сцене «Современника» в спектакле «Двенадцатая ночь» британца Питера Джеймса станет ее любимой.
«Роль Оливии она блистательно, смешно я бы сказал, просто разрушительно играла. Прекрасно, божественно по отношению к стереотипу, который сложился: как надо красавиц шекспировских играть», - считает народный артист России, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин.
Актриса как-то призналась в том, что не жалеет ни об отвергнутых ею ролях, ни о простоях в работе. Требовательная к режиссуре, она воплотила не так много образов, но почти все они - знаковые: Нина Заречная, Раневская, Эльмира - на сцене. В кино - маленькая княгиня в «Войне и мире», Джемма в «Оводе», Мона в «Безымянной звезде».
«Настя - очень творческий человек, очень импровизационный, - рассказывает народный артист России Игорь Костолевский. - Очень непредсказуемый она человек, легкий, с таким удивительным чувством юмора и, самое главное, самоиронии, что вообще очень редко встречается, и это признак настоящего интеллигентного человека».
В конце 80-х на вершине успеха Вертинская уезжает преподавать в Европу, появляясь на сцене и на экране лишь изредка. Роль Маргариты в экранизации романа Булгакова режиссера Юрия Кары актриса называет подарком судьбы.
Вертинская работала без дублёрши, включая самую опасную сцену - полета.
«Она проявляла большую мужественность. Я придумал высокую машину. У кабины поставили оператора, которого держали 4 каскадера за ноги, а сзади машины на метле восседала Анастасия Вертинская, и ее 6 каскадеров держали за ноги, и на скорости 120 километров машина по Арбату мчалась», - вспоминает кинорежиссер Юрий Кара.
Сейчас актриса живет в Москве, переиздает записи песен отца - Александра Вертинского, выпускает книги о нем, занимается благотворительностью. Анастасия Вертинская уверена: главное для нее - «свобода и возможность жить в своем мире».
К юбилею Анастасии Вертинской смотрите на нашем канале сегодня, в 20:05, художественный фильм «Безымянная звезда». А завтра, в 12:15, - программу «Большая семья. Вертинские».