"Особый взгляд" с Сэмом Клебановым. Кинопремьеры в России
1 - 3 апреля в вечернем эфире телеканала «Россия К» – продолжение авторского проекта Сэма Клебанова «Особый взгляд». Все ленты, показанные в рамках проекта, будут представлены на российском телевидении впервые.
«Особый взгляд» с Сэмом Клебановым – проект, освещающий кино под совершенно новым углом зрения, прежде всего – это личный взгляд автора на кинематограф XXI века. Это даже не передача в прямом смысле слова, а страстный монолог весомого в киноиндустрии человека о своих предпочтениях и взглядах на окружающую его действительность. «Это показ моих любимых фильмов с представлением их для зрителя, – говорит Сэм Клебанов. – Я вообще люблю доставлять удовольствие себе и другим, показывая те фильмы, которые кажутся мне интересными. Во-первых, это современное актуальное фестивальное кино. Во-вторых, это те фильмы, которые, на мой субъективный взгляд, имеют все шансы остаться в истории кино XXI века, это будущая классика. Опять же, я не могу с полной уверенностью гарантировать, что я стопроцентно попаду в точку, но мне бы так хотелось, потому что это мой личный взгляд на кино нового тысячелетия».
Сэм Клебанов был одним из первых, кто стал привозить в Россию артхаус. Во времена перестройки, когда на экраны потоком хлынули американские фильмы, рассчитанные на страны третьего мира, он стал показывать киноленты, нацеленные не на массовую аудиторию, а авторское кино с определенными художественными и эстетическими принципами. Являясь большим ценителем этого направления в кинематографе, Сэм Клебанов и компания «Кино без границ», которую он возглавляет, не только следит за современными тенденциями в кинематографе, но и всегда предлагает зрителям альтернативу выбора.
На этот раз в рамках проекта «Особый взгляд» с Сэмом Клебановым на суд зрителей будут представлены художественные фильмы «Грабитель» (Германия - Австрия, 2009); «Впусти меня». (Швеция, 2008) и «Четырежды» (Италия – Германия - Швейцария, 2010).
1 апреля в 00:00 Сэм Клебанов представит картину «Грабитель» немецкого режиссера Беньямина Хайзенберга, снятую в 2009 году и показанную в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля. По мнению ведущего, фильм можно определить по жанру как криминальный триллер только формально. «Режиссер рассказывает историю очень странного и загадочного персонажа, в котором многое не ясно, и прежде всего, – его мотивация, ведь преступная жизнь для него – не способ заработать деньги. В основе фильма одноименный роман Мартина Принца, который рассказывает историю реального австрийского грабителя банков по имени Йоханн Кастенбергер, который интересен тем, что свою преступную карьеру он совмещал с очень интересным хобби – он увлекался марафонским бегом, и даже установил национальный австрийский рекорд… Режиссер не пытается раскрыть нам душу героя нараспашку. Наоборот, для него – это такая же замкнутая, странная, загадочная личность. Мы на протяжении всего фильма пытаемся вместе с ним понять ее по тонким деталям, мелким штрихам. Что движет этим человеком, зачем он это делает и какую цену ему приходится за это платить…».
2 апреля в 00:00 речь пойдет о вампирской драме шведского режиссера Томаса Альфредсена «Впусти меня», собравшей множество наград на международных кинофестивалях, и ставшей, по мнению Сэма Клебанова, «международным хитом». «Впусти меня» – фильм очень серьезный. Здесь нет ни постмодернистской истории, ни гламура каких-нибудь «Сумерек». Так серьезно вампирское кино давно уже не снимают! Он настолько же серьезен, как великий фильм «Носферату» 1922 года. Это не просто вампирская жанровая история, одновременно это и социальная драма, и кино о первом пробуждении чувств, о первой детской любви. Героям по 12 лет, только мальчику Оскару 12 лет по-настоящему, а девочка Эля говорит, что в этом возрасте она пребывает очень давно… Время и место действия – Швеция 1982 года, мне кажется, выбраны неслучайно, потому что образ этой страны того времени – это образ некоего благоденствия, почти идеальное общество, построенное на Земле. Но за этим благополучным фасадом скрывается очень много противоречий, очень много жестокости. И эта мрачность и холодность еще больше подчеркивает одну из главных тем фильма – социальное изгойство. Изгоями, аутсайдерами являются оба главных героя фильма: его обижают в школе, а она обречена на то, чтобы быть вне общества всей своей судьбой. И обратите внимание на главную героиню – это не романтичная, красивая вампирша, она больше похожа на девочку-эмигрантку, беженку откуда-нибудь из Албании или из Румынии, что мне кажется, отсылает к фобиям сегодняшней Европы. И, в общем-то, сегодняшний образ эмигранта и заставляет вспомнить все страхи общества, связанные с этим образом…».
3 апреля в 00:00 Сэм Клебанов расскажет о фильме итальянского режиссера Микеланджело Фраммартино «Четырежды», который был награжден главным призом на Каннском кинофестивале в 2010 году в программе «Двухнедельник режиссеров». По мнению Сэма Клебанова, эта абсолютно необычная, ни на что не похожая картина, отвергающая все правила и каноны современного кинематографа, которую можно считать как образцом радикального фестивального артхауса, так и немудреной бытовой зарисовкой. «Несмотря на внешнюю простоту, это сложная, комплексная картина, которая допускает и тот и другой вариант восприятия. Там нет диалогов, там нет привычных для нас героев, там нет традиционного для кино сюжета. Но при этом фильм насыщен звуками, его героями являются все люди, животные, даже деревья, которых мы видим в кадре. «Четырежды» – картина очень поэтичная, философская, но при этом предельно реалистичная, почти документальная, и производит на зрителя какое-то магическое, завораживающее впечатление. Но для того чтобы в нее втянуться, нужно преодолеть какой-то начальный барьер восприятия. Просто представьте себе, что случайным образом вы вдруг оказались в Италии, в калабрийской глубинке, подошли к окну и созерцаете жизнь… Люди говорят на незнакомом вам языке и совершают какие-то непонятные для вас действия. Но чем больше вы наблюдаете, тем больше смысла вы увидите во всем происходящем, и тем больше поводов для размышления это вам даст…».
Пресс-служба телеканала «Россия К»