Первый тур конкурса "Щелкунчик" открыли духовики, ударники и пианисты
На XV Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», который проводит наш телеканал, наступил самый сложный и напряжённый этап – конкурсные прослушивания. Это испытание на выносливость и профессионализм не только для участников, но и для жюри. Слабых звеньев здесь не бывает, только лучшие из лучших. Первый тур сегодня открыли духовики, ударники и пианисты.
Музыка в ритме биения сердца. В первом туре оно у всех звучит в унисон. В зале в это время соревнуются пианисты. Из 16 человек жюри нужно выбрать восемь. Шуан Херн Ли на конкурс приехал из Австралии. У 12-летнего музыканта 10-летний стаж игры – с гастролями ездит по Великобритании, Европе, был и в России.
«Вообще-то я играть начал раньше, чем говорить – с двух лет, – рассказывает участник конкурса Шуан Херн Ли, – сначала пианино было в качестве игрушки. Сейчас я музыку использую вместо языка – разрушаю барьеры».
В этом году к участию приглашены музыканты более чем из десяти стран. Тайландка Порнапас Киджоран – отстала от Шуана Херн Ли на 5 баллов – в условиях «Щелкунчика» они могут быть решающими.
Павел Мнацаканов показал лучший результат среди пианистов – 48 баллов. Для первого тура выбрал две сонаты Скарлатти. Говорит, много репетировал, чтобы выступить с легкостью и удовольствием. Уже думает о том, что исполнять во втором туре.
«Розенблата. Это по “Лебединому озеру”, по главной теме из “Лебединого озера”. Очень красивое произведение, с джазовыми элементами чуть-чуть. Очень красивое, я прям очень хочу сыграть», – говорит Павел Мнацаканов.
Вопреки правилам, во второй тур прошли не восемь, а девять пианистов. Самая сложная задача, наверное, у жюри – из таких маленьких, но подающих надежды музыкантов, найти лучших. Здесь главное правило – закрыть сердце на замок, основной критерий выбора – не миловидность, а профессионализм.
«Хочется услышать уже в этом возрасте индивидуальность и яркость личностей, – отмечает член жюри Игнат Солженицын. – Это то, чему нельзя научить. Это либо есть, либо нет, либо начинает проявляться. Вот это мы ищем».
«За три минуты, конечно трудно до конца составить впечатление о юном музыканте, но за два произведения, как минимум, уже понятно, – говорит мультиинструменталист, народный артист России Давид Голощекин. – Достаточно три-четыре минуты звучания, и понятно какое будущее у этого музыканта».
Давид Голощекин в жюри «Щелкунчика» впервые – отмечает высокий уровень подготовки музыкантов, судит сразу по двум направлениям: духовые и ударные инструменты. Эти специальности объединены в одну номинацию. Здесь сюрпризы случаются редко, но тем они и интересны.
«Я не считаю, что саксофон – джазовый инструмент, потому что можно исполнять и классику и джаз на нем, – говорит участник конкурса Гиорги Джишкариани. – Ну, конечно, если спросит простого человека о саксофоне, сразу вспоминается джаз, поп, свинг. Но на самом деле, классика очень подходит этому инструменту».
«Я просто прыжки делаю, – рассказывает участник конкурса Георгий Асташкин. – Стараюсь артистичнее выступить, поскольку я знаю, что это жюри оценит».
Среди зрителей – «Золотой Щелкунчик» 2011 года кларнетист Эрик Мирзоян. В качестве зрителя на конкурсе уже второй год, знакомится с будущими конкурентами.
«Я сам через это проходил, – вспоминает Эрик Мирзоян. – Я знаю, как это страшно, я то же самое сейчас ощущаю, насколько им сейчас страшно. Вот они сейчас выйдут на сцену для объявления результатов».
Покидать первый тур всегда проще, чем второй, перед самым финалом. Все участники на сцене, уже с подарками от X5 retail group, они уже знают, с кем встретятся завтра, а с кем придется прощаться.