Ушёл из жизни Геннадий Полока
Не стало Геннадия Полоки. Он умер на 85-м году жизни. Он был выпускником актёрского отделения Щепкинского училища, снялся в нескольких фильмах, но решил сменить профессию и закончил режиссёрский факультет ВГИКа. Дебют состоялся в 1962 году – вместе с Леваном Шенгелия Полока снял фильм «Капроновые сети». Через несколько лет на экраны вышла «Республика ШКИД», и это был уже ошеломительный успех. А история с его «Интервенцией» была довольно печальной. Два десятка лет её не выпускали на публику. Геннадий Полока снял не так много фильмов, но у каждого не просто своя биография – судьба.
«Я снимаю не кино, а антикино» – шутил Геннадий Полока. Режиссера даже называли «человеком вопреки». В середине 60-х его «Республику ШКИД» цензоры окрестили «энциклопедией для хулиганов». А зрителям понравилось. Фильм о беспризорниках стал хитом, его посмотрели более 30 миллионов человек.
«Влияние его фильмов – "Республики ШКИД" – было фантастическим. Такие режиссёры, сделавшие такие фильмы, становились членами семей нашей необъятной Родины. Это чуть больше, чем кино, чем искусство», – вспоминает народный артист России Владимир Хотиненко.
Если бы не военное детство, такой искренней картина вряд ли бы вышла, признавался Полока. Суровые законы улицы, лесоповал, железная дорога, завод – всё это было знакомо ему с детства, работать начал в 12 лет. Картина не понравилась ещё и чиновникам МВД. И если бы не вступился Пырьев, «Республика» долго пылилась бы на полке, как это произошло с «Интервенцией».
«Мне нужны актеры, которые, как в старом балагане, будут передавать свои впечатления от событий и характеров», – таким объявлением Геннадий Полока приглашал на съемки «Интервенции». На предложение откликнулись «добровольцы» – Андрей Миронов, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий. Режиссер предупредил – фильм о гражданской войне будет снимать в духе театральных представлений начала 20-х годов. Такие «художества» чиновникам не понравились. Картину запретили надолго. Зрители увидели «Интервенцию» лишь в конце 80-х.
«Киноискусство 20-30-х годов – самый естественный и органичный авангард» – говорил Геннадий Полока. И обращался к традициям Сергея Эйзенштейна. Но и ориентируясь на классиков, режиссер оставался верен себе. «Возвращение Броненосца» снял в своём излюбленном лубочном стиле, как сам определил, в жанре «трагикомической феерии».
Слияние комедийного и драматического свойственно всем лентам Полоки. Шпионский фильм «А был ли Каротин?» - не исключение.
«Я понимал, что за глыба Полока. Он был очень доступен и человечен. Он добивался, чего он хотел, видел сильные стороны артиста и помогал артисту проявить их в кадре», – говорит о режиссёре народный артист России, актер Виктор Раков.
Последняя работа мастера – «Око за око» – о временах красного террора. Фильм не только об ужасах того времени, но и о неподдельных отношениях и людях, которые живут и действуют всегда – вопреки.
Читайте также: