Открылся фестиваль вокальной музыки "Опера Априори"
В столице стартовал Второй международный фестиваль вокальной музыки "Опера Априори". Смотр уже заявил о себе как о самобытном и ни на что не похожем событии. Он адресован широкой аудитории и предлагает слушателям познакомиться с лучшими образцами всех жанров вокальной музыки – от камерного пения до оперных шедевров. Программу нынешнего форума открыло выступление знаменитого немецкого контратенора Андреаса Шолля, которого музыкальные критики, публика и коллеги единодушно признают эталонным исполнителем произведений Баха. В сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина прозвучали сочинения Баха и Генделя.
Скупым на создание сочинений Баха не назовешь. Им написано более 300 кантат. Почти все из них знакомы немецкому контратенору Андреасу Шоллю, для него это репертуар на преодоление.
"Вся сложность музыки Баха, в том числе инструментальность его вокальных партий, окупается красотой, - говорит Андреас Шолль. - Кантаты Баха завораживают глубиной мысли и интеллигентностью воплощения".
Эта кантата – настоящее воспевание смерти. Никто из композиторов барокко не посвятил теме ухода из жизни столько прекрасной и вдохновенной музыки, как Бах.
"В то время, когда жил Иоганн Себастьян Бах, смерть воспринимали как данность, не делали из этого трагедии, - рассказывает Шолль. - Считали, что после смерти, будет продолжение жизни. В то время люди много болели, смертность была высокая. Поэтому в музыке Баха столько света, надежды и тепла: он, как и его современники, был уверен, что после физического существования будет что-то лучшее".
Концерт-открытие посвящен не только музыке Баха, 330-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, но и его ровесника – Генделя. Сочинения эпохи барокко на фестивале сменит современная музыка. В этом году в программе смотра всего три выступления, малое количество концертов компенсируется качеством.
"Мы стараемся привезти тех, кого здесь никогда не было, и лучших. Лучших среди равных", - отмечает автор фестиваля Елена Харакидзян.
К их числу Елена Харакидзян причисляет оркестрантов коллектива Musica Viva и солистов. Характерную окраску барочного звучания в оркестре создает приглашенный солист Тимотэ Удино. Он играет на альтовом гобое.
"Я играю на разных гобоях, но альтовый мне ближе всего, - говорит Удино. - Вслушайтесь в его тембр, в красоту и полетность звучания обертонов. Даже физически играть на нем проще, он легче классического гобоя".
Чтобы воссоздать аутентичное звучание старинных инструментов, музыканты коллектива играют в барочном строе на полтона ниже.
"Там были разные строи, но самым распространенным был 415-й строй, мы играем в нем", - рассказывает дирижер Александр Рудин.
Музыка, написанная более трех веков назад, с композициями нашего сверхскоростного времени не сопоставима; иной не только ритм, но и форма выражения. Сочинения Баха часто сравнивают с проповедями. Монолог праведных мыслей композитора прозвучал на вечере на современных инструментах, однако сущность музыки Баха осталась неизменной.