Коллекция вееров Царского Села пополнилась новыми экспонатами
Летом прошлого года музей-заповедник "Царское Село" впервые пригласил любителей старинных диковинок на выставку-знакомство с одним из самых удивительных и загадочных женских аксессуаров - веером. На тот момент коллекция музея насчитывала более ста этих предметов западноевропейской, восточной и русской работы XVIII - начала ХХ столетия. Недавно собрание вееров Царского Села пополнилось еще четырнадцатью ценными экземплярами, приобретёнными у частных коллекционеров в Петербурге и Париже.
Китайские мотивы, евангельский сюжет и несколько картин Франсиско Гойи. Среди экспонатов есть и скромные, и дорогие. Самый представительный веер - от знаменитой парижской фирмы, которая работала со всеми императорскими дворами. На другом веере уместились сразу четыре картины.
"Если направо его раскладывать, то одна композиция, а если налево, то другая, - представляет экспонаты Елена Калугина, хранитель музейной коллекции "Быт" Царского Села. - Вот Полишинель, падающий в воду".
Мода на веера менялась вместе с модой на наряды, отражала изменения в социальных нормах. В конце XIX века у дам была в фаворе модель "Мадам беззастенчивая". Через прозрачный экран можно было не стесняясь подглядывать за понравившимся кавалером. Впрочем, заинтересованность в этом аксессуаре выражала не только слабая половина человечества. Этот веер собственоручно расписал директор московских и петербургских Императорских театров Иван Всеволожский. На бумаге - карикатура на известных культурных деятелей того времени. Составители выставки пообещали уже в ближайшее время определить, кого же там изобразили. Но такая осведомленность, скорее, исключение. О хозяйках и создателях большинства вееров ничего не известно.
"К сожалению, мы не знаем, - признается Елена Калугина. - Эти веера мы купили у частных коллекционеров, а они на распродажах, на аукционах, в антикварных магазинах. Эти веера ничего нам не говорят о владельцах".
Новое поступление гости Екатерининского дворца увидят уже в апреле. Несмотря на хорошее состояние, веера нуждаются в плановом осмотре. Небольшой женский аксессуар таит в себе немало тайн.
Сложно поверить, но еще сто лет назад ни одна уважающая себя женщина не вышла бы на улицу без веера. С его помощью не только спасались от жары, но и научились передавать короткие, пусть и не текстовые сообщения. Например, раскрытый веер значил признание в любви. Если провести закрытым веером по лбу, это значило: "Мои мысли неотступно с Вами".
"Все это знали. Знали мужчины, знали женщины. Это была совсем другая жизнь, - поясняет главный хранитель Царского Села Лариса Бардовская. - В XVIII веке за руками женщины следили очень внимательно, потому что веер мог очень о многом рассказать и назначить свидание, например. Делалось это мимолетно, в танце. Дама могла дать любой знак".
На этом пополнение коллекции прекращать не собираются. Настоящая мечта, за которой сейчас охотятся музейные работники, это детские и даже кукольные веера. В музее вообще хотят привлечь к вееру как можно больше внимания. Сотрудники искренне надеются, что такой красивый и загадочный аксессуар еще обязательно вернется в моду.