19 марта 2015, 10:22 19 марта 2015, 11:22 19 марта 2015, 12:22 19 марта 2015, 13:22 19 марта 2015, 14:22 19 марта 2015, 15:22 19 марта 2015, 16:22 19 марта 2015, 17:22 19 марта 2015, 18:22 19 марта 2015, 19:22 19 марта 2015, 20:22

Святослав Рихтер: "Это я. И я себе не нравлюсь…". Воспоминания Бруно Монсенжона. Часть 3

  • Святослав Рихтер: "Это я. И я себе не нравлюсь…". Воспоминания Бруно Монсенжона. Часть 3
  • Картинка
    Святослав Рихтер. "Это я. И я себе не нравлюсь…" Воспоминания Бруно Монсенжона. Часть 3-я
  • Святослав Рихтер: "Это я. И я себе не нравлюсь…". Воспоминания Бруно Монсенжона. Часть 3
20 марта исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося музыканта Святослава Рихтера. В честь этого события на канале "Культура" будет показан документальный фильм "Рихтер непокорённый", созданный французским режиссёром Бруно Монсенжоном. В беседе по скайпу режиссер поделился с нами воспоминаниями о своей работе с Рихтером, предположениями, почему именно ему решил довериться этот немногословный гений, а также рассказал несколько историй, которые по разным причинам не вошли в его документальную ленту.

20 марта исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося музыканта Святослава Рихтера. В честь этого события на канале "Культура" будет показан документальный фильм "Рихтер непокорённый", созданный французским режиссёром Бруно Монсенжоном. В беседе по скайпу режиссер поделился с нами воспоминаниями о своей работе с Рихтером, предположениями, почему именно ему решил довериться этот немногословный гений, а также рассказал несколько историй, которые по разным причинам не вошли в его документальную ленту. 

Часть 1 
Часть 2

- Рихтер каким-то образом повлиял на вас – как на музыканта, как на личность?

- Да, конечно! Как, может быть, образец честности в музыке. Я думаю, для него это было очень важно – не себя показывать, но проникать в сердце музыки. Курт Зандерлинг (немецкий дирижер. - Прим. ред.) сказал про него, что он умеет не только хорошо играть, но и хорошо читать ноты. Рихтер развивал эту идею и говорил: меня нет, я с самого начала знал, что и как делать, поэтому в моей игре нет и не было никакой эволюции. Я думаю, что это, конечно, была большая иллюзия. Его личность настолько сильна, что сразу понятно, когда играет Рихтер, а когда любой другой пианист. Но это опять же его наивность, его невинность, я бы даже сказал. Он был убеждён, что просто растворяется в музыке, передает слушателю музыку в её самом чистом виде. Это так и было. Но его индивидуальность на века вошла в исполнение.

Мне очень трудно говорить о Рихтере, потому что это такая неисчерпаемая личность. Он был одним из самых великих пианистов в истории, любой музыкант нашего времени или прошлого согласился бы с этим. Уверен, что Рихтер не имеет себе равных. У него был гигантский, неисчерпаемый репертуар! Репертуар, который расширялся до самой его смерти. Это просто невероятно! У него были такие стремления, он так наслаждался музыкой, он так нуждался в музыке! Он был одним из тех редких музыкантов, которые были постоянно окружены музыкой. Кажется, он никогда не мог насытиться музыкой. Его интересовала любая музыка, и он слушал, даже то, что ему не нравилось.

Он, естественно, очень хорошо знал Москву. Но Париж! Вы не представляете, он знал Париж намного лучше, чем я. Ему были интересны не только, как вы это называете «достопримечательности», не только Нотр-Дам и Эйфелева башня, но и промышленные здания. Ему было интересно всё! Он удивительный человек в этом смысле. Мы очень много разговаривали о литературе и о кино. Но очень часто, к сожалению, без камеры. Вы знаете, под каким знаком мы познакомились? Под знаком Марселя Пруста, который мне очень близок. Он спросил: «У вас есть русский вариант? Вы нашли в Москве последний том – «Найденное время» (седьмой роман цикла «В поисках утраченного времени».- Прим. ред.)? Я ответил: «Нет, это единственный том, который до сих пор не переведён». «Что? Я умру, не прочитав всего Пруста?!»

Ещё я помню, как он ненавидел газеты: «Они грязные, они грязные. Их содержание вообще не интересно!» И рассказывал мне, опять же без камеры: «Вы знаете, когда-то я был в Варшаве, и это было в день рождения Шимановского (Кароль Шимановский, польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. - Прим. ред.) Я тогда, может быть, раз в жизни купил газету, чтобы прочитать, что они будут рассказывать о Шимановском. Там ничего не было о нём! Всё было о какой-то организации психиатров!» Я спросил: «О какой организации?» В конце концов, выяснилось, что это была организация «Солидарность». И он сказал: «Самое важное событие сегодня – это день рождения Шимановского, почему газеты не пишут об этом?» Понимаете?! У него была эта фантастическая страсть к музыке.

Ещё помню, мы говорили о кино, о «Смерти в Венеции» Лукино Висконти. Он обожал этот фильм и хотел знать моё мнение о нём. Я сказал: «Вы знаете, Висконти успешен именно в тех местах, когда Томас Манн не успешен». «Как вы можете такое говорить?! Томас Манн – великий писатель!» То, что я произнёс какие-то негативные слова про Томаса Манна, для него было просто незаконно, невозможно.

- А более серьёзные разногласия во время работы у вас случались?

Часть 4 >>>

беседовала Ирина Будовнич
tvkultura.tu

 

К 100-летию со дня рождения Святослава Рихтера телеканал «Россия К» приурочил показ документальной ленты «Рихтер непокоренный» (20 марта, 20:50) и концерты, объединенные в рубрику «Исторические концерты» (18 - 20 марта в 18:05 и 21 марта в 14:55).

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация