"Весна священная" в хореографии Мориса Бежара – на Новой сцене Большого театра
Четыре версии одного спектакля. В Большом продолжается фестиваль, посвященный 100-летию балета Игоря Стравинского «Весна священная». Московской публике уже представили работу хореографа Татьяны Багановой. Следующая премьера – легендарная постановка балетмейстера-авангардиста Мориса Бежара в исполнении артистов труппы Балета Бежара в Лозанне. На генеральной репетиции побывала съемочная группа «Новостей культуры».
Этот приезд в Большой труппа ждала почти двадцать лет. Последний раз Балет Бежара был здесь в 97 и тоже с «Весной священной».
Жиль Роман, подхвативший труппу после ухода Бежара, хранит не только творческое наследие хореографа, но и сам дух этого уникального коллектива.
«С Морисом я работал больше тридцати лет, он был мне как отец, – рассказывает Жиль Роман. – Научил меня всему. Для него труппа всегда была семьей. Он не делил артистов на кордебалет, солистов, у нас нет звезд – все на равных».
С трудом верится, что эту «Весну священную» Бежар поставил в 59-м. Таких страстей, такого накала балет тогда еще не знал, как и самого начинающего хореографа. Заказ на постановку Бежар получил от директора театра де ля Моне в Брюсселе. В его распоряжении было всего десять танцовщиков – он объединил три труппы. И за рекордные три недели поставил «Весну священную» – в балете танцевали сорок четыре человека. Это был прорыв и абсолютная победа модерна.
«Это была бомба: не эпатаж и не провокация, это был прорыв отрицание всех табу, характерная черта Бежара, он был свободен, никогда не занимался самоцензурой, – вспоминает хореограф, педагог-репетитор Азарий Плисецкий. – Эта свобода привлекала и поражала».
В трактовке Бежара нет жертвоприношения. Только любовь мужчины и женщины. Танцовщики Бежара словно проходят путь перерождения: от дикого животного до человека.
«В начале мы – собаки, стоим на четыре ногах, потом – мы обезьяны и только с приходом весны и любви становимся человеком, – говорит солист балетной труппы «Béjart Ballet Lausanne» Оскар Шакон. – Если думать, как сделать па и оставаться танцором, то устанешь через пять минут. Чтобы протащить эту энергию до конца нужно думать, что ты животное».
Катерина Шалкина после московского конкурса балета в 2001-м, получила приглашение в школу Бежара и стипендию «Весной священной», начала свою карьеру в его труппе. Теперь танцует «Весну» в Большом, говорит, это– шаг вперед.
«Танцевать “Весну священную” с оркестром русским – другая сила, самое лучшее, что могло произойти для нас», – говорит Катерина Шалкина.
Бежар сыграл на очень простых движениях…Точные, синхронные линии, круг, полуобнаженные танцующие мужчины, как на картине Матисса – в предвкушении свободы и обладания. Бежар требовал от танцовщиков жесткую пластику, рваные движения, глубокое плие.
«Мы пытаемся найти движения животных, поэтому мы так близки к полу, ходим и двигаемся, как собаки», – поясняет танцовщик балетной труппы «Béjart Ballet Lausanne» Габриель Марселья.
Не только «Весна священная», в программе «Кантата 51» и «Синкопа» в постановке Жиль Романа, который продолжает традиции, заложенные Бежаром больше пятидесяти лет назад.
Новости культуры