1 мая 2013, 13:51 1 мая 2013, 14:51 1 мая 2013, 15:51 1 мая 2013, 16:51 1 мая 2013, 17:51 1 мая 2013, 18:51 1 мая 2013, 19:51 1 мая 2013, 20:51 1 мая 2013, 21:51 1 мая 2013, 22:51 1 мая 2013, 23:51

Соединенные штаты джаза (S7)

Америка – страна неограниченных возможностей. Неудивительно, что именно здесь зародилась форма музыкального искусства, в которой свобода самовыражения и импровизация – одни из самых важных составляющих. Замешав в горячий коктейль традиции европейской и африканской музыки, в начале XX века джаз начал победное шествие по планете, став самым элитарным экспортным продуктом американской культуры.

Америка – страна неограниченных возможностей. Неудивительно, что именно здесь зародилась форма музыкального искусства, в которой свобода самовыражения и импровизация – одни из самых важных составляющих. Замешав в горячий коктейль традиции европейской и африканской музыки, в начале XX века джаз начал победное шествие по планете, став самым элитарным экспортным продуктом американской культуры.

Мир покорился джазу всего за каких-то 20 лет. Под его натиском пал даже железный занавес Советского Союза. В 50-х годах – всего через пять лет после того, как американцы бомбили Хиросиму и Нагасаки, – джазовая лихорадка охватила Японию. Об этом, а также о том, где в США до сих пор сильны джазовые традиции, какие клубы и фестивали стоит посетить и где выпускают лучших джазовых музыкантов, нам рассказали известные джазмены Ирвин Мэйфилд, Давид Голощекин и Алексей Козлов. В этом году все трое вошли в жюри музыкального конкурса «Большой джаз», организованного телеканалом «Культура».

НОВЫЙ ОРЛЕАН. «Философия джаза заключается в том, чтобы находить вдохновение и рождать новые идеи в условиях, когда время и пространство ограничены, а ожидания высоки», – говорит обладатель премии Grammy руководитель Новоорлеанского джазового оркестра Ирвин Мэйфилд. Он родился в Новом Орлеане, а потому впитал в себя атмосферу этого удивительного города, который более ста лет после своего основания переходил из рук испанцев в руки французов, а потом был продан последними США. Город-праздник, город-мечта до сих пор живет под девизом Laissez les bons temps rouler («Пусть же настанут хорошие времена!» – фр.). Именно здесь рэгтайм соединился с блюзом и дал жизнь джазу. Именно здесь традиции этого музыкального направления хранят как самую большую ценность. Если вы хотите понять, что стоит за этими словами, то отправляйтесь в легендарный PRESERVATION HALL, где играли музыканты, ставшие классиками жанра. Здесь джаз исполняют так же, как и в начале XX века. Обязательно зайдите в PALM COURT JAZZ CAFE, где по субботам играет 101-летний трубач Лайонел Фербос. Никто лучше его не исполняет традиционный джаз. Поверьте, его живое выступление до сих пор не может сравниться ни с какой записью на CD. Другой патриарх американского джаза, Эллис Марсалис, каждую пятницу выступает в SNUG HARBOR. Завсегдатаи заведения шутят, что, когда господин Марсалис садится за рояль, музыка в клубе начинает пьянить сильнее, чем двойной виски. По четвергам в клубе VAUGHAN вечеринки устраивает единый в трех лицах – трубач, вокалист и композитор – Кермит Раффинс. О нем писали в New York Times: «Господин Раффинс является ярким примером артиста, который выдает на своей трубе чистейший звук, поет с невероятным шармом и никогда не бывает слишком заумным в своем репертуаре». Ну и, конечно, нельзя пройти мимо IRVIN MAYFIELD’S JAZZ PLAYHOUSE. Не зря же в 2003 году Мэйфилда назначили культурным послом Нового Орлеана и штата Луизиана.

НЬЮ-ЙОРК. Вторым городом по значимости для американского джаза является, конечно, Нью-Йорк. Сама его архитектура – застывший джаз. Ар-деко с его сложным рисунком – это замысловатая мелодия, полиритмия, устремленные ввысь небоскребы – улетающий к небесам чистый звук трубы. В начале XX века город жил джазом: выступали виртуозные музыканты, открывались все новые и новые роскошные дансинги и клубы. Обо всем этом в подробностях можно узнать в Национальном музее джаза в Гарлеме, который для начала знакомства с джазовыми местами Нью-Йорка рекомендует основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал» Алексей Козлов. Ну а дальше нужно обязательно посетить исторические клубы, которые сохраняют традиции на протяжении нескольких десятилетий. И первый из них – BIRDLAND, работающий без перерыва с 1949 года. Более четверти века открывает свои двери для посетителей другой легендарный нью-йоркский клуб – SWEET BASIL, записи живых выступлений в нем высоко ценятся знатоками джаза. Уже известный нам Ирвин Мэйфилд в своей дискографии имеет две записи живых концертов из другого популярного клуба – BLUE NOTE, который также рекомендуется для обязательного посещения благодаря своей удивительно теплой атмосфере. Одним из лучших мейнстримовых клубов Нью-Йорка эксперты признают еще одно старейшее джазовое заведение – VILAGE VANGUARD. Его красный тент словно длинный язык вытягивается над входом через весь тротуар точно так же, как в сороковых годах прошлого столетия. Совершенно отдельная история – джазовая программа Уинтона Марсалиса в Линкольн-центре DIZZY’S CLUB COCA-COLA. Ирвин Мэйфилд считает Марсалиса своим наставником и уверяет, что нигде больше вы не почувствуете такой сумасшедшей энергетики и не увидите столько музыкантов мирового уровня, играющих вместе. Но не стоит думать, что джаз в Нью-Йорке играют только в известных клубах. Наши эксперты в один голос говорят, что совершенно удивительных исполнителей можно встретить в никому не известном, только что открывшемся клубе, потому что джазовое образование в США поставлено очень хорошо, конкуренция высока и на рынке труда каждый год насчитывается более 2500 высококвалифицированных безработных музыкантов. Чуть ли не единственным шансом обратить на себя внимание для них становится НЬЮ-ЙОРКСКИЙ ЛЕТНИЙ ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ, который проводится уже несколько десятилетий.

БОСТОН. Совсем иначе обстоят дела в Бостоне. Как говорит народный артист России, джазовый композитор и мультиинструменталист Давид Голощекин, джазовых клубов здесь не так много, зато музыкальное образование самое лучшее. Именно здесь расположено одно из ведущих учебных заведений Америки в области джаза и современной музыки – BERKLEE COLLEGE OF MUSIC. Любопытно, что основатель колледжа Лоуренс Берк в 1945 году дал своему детищу название Дом Музыки Шилленгера в честь композитора, теоретика музыки и блистательного преподавателя Иосифа Шилленгера, иммигрировавшего в 1928 году в США из Харькова. И лишь девять лет спустя, когда школа была значительно расширена, Лоуренс переименовал ее, назвав именем своего сына – Берка Ли. Но традиции учения Шилленгера здесь чтут до сих пор, ведь он был учителем Джорджа Гершвина и Глена Миллера. Два огромных тома «Системы музыкальной композиции Шилленгера», а также «Математические основы искусств» пользуются в местной библиотеке стабильной популярностью. Среди известных выпускников Berklee College of Music помимо Куинси Джонса, Эла ди Меолы и Дайаны Кролл есть несколько наших соотечественников – саксофонист Игорь Бутман, пианист Кирилл Герштейн и ударник Евгений Рябой. Другое учебное заведение, также принадлежащее к высшей лиге американского джазового образования, носит название NEW ENGLAND CONSERVATORY. В отличие от Berklee эта музыкальная школа ориентирована прежде всего на авторскую составляющую и концепцию импровизации. Благодаря такому принципу обучения из стен New England Conservatory выходят в первую очередь творцы современного авангарда, такие как Сесил Тейор, Дейв Дуглас, Дон Байрон. На сцене концертного зала JORDAN HALL, принадлежащего New England Conservatory, ежегодно проходит порядка 600 концертов. Так что традиции, заложенные – страшно подумать – в феврале 1867 года, живы до сих пор. Причем живы не как музейная ценность, хотя комплексу New England Conservatory присвоен статус национального исторического памятника, а как инструмент для развития современной музыки.

ЧИКАГО. Ну и наконец город, который вторым после Нового Орлеана перенял джазовую лихорадку, – Чикаго. Здесь новоорлеанский исполнительский стиль достиг своего совершенства (правда, с началом Великой депрессии он угас на некоторое время). Лишь десятилетия спустя джаз вновь стал важной частью культуры Чикаго. В 1976 году открылся знаменитый ЧИКАГСКИЙ ДЖАЗОВЫЙ АРХИВ – одно из крупнейших исследовательских учреждений США, занимающееся изучением и сохранением истории джаза. В его экспозиции есть первая, еще на 78 оборотов, пластинка с записью джазовой музыки, рукописные ноты, письма, фотографии звезд джаза. Всего в общей сложности около 35 миллионов экспонатов! Многие из них были переданы сюда ДЖАЗОВЫМ ИНСТИТУТОМ ЧИКАГО (кстати, помимо исследовательской деятельности он уже два с лишним десятилетия проводит крупнейший на Среднем Западе США ЧИКАГСКИЙ ДЖАЗОВЫЙ ФЕСТИВАЛЬ). Если вы интересуетесь современными тенденциями в этом виде музыки, то очень полезно его посетить. А если вам нужны живые иллюстрации лекций профессоров из джазового института и экскурсоводов из архива, отправляйтесь в одни из самых популярных клубов города – GREEN MILL и JAZZ SHOWCASE. Как поется в знаменитом мюзикле «Чикаго»: «Там джин дают как лед, а от рояля жар. Там вечный шум и гам и драки по ночам. И там, знай, джаз!»

Максим Андриянов
S7, май 2013

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация