В Доме-музее Марины Цветаевой состоялся показ фильма "Зеркала"
В Доме-музее Марины Цветаевой состоялся показ фильма «Зеркала». Эта кинокартина – отражение судьбы русского поэта Марины Цветаевой. И как всякое отражение, оно не является точной копией. Это игровой художественный фильм. Режиссёр Марина Мигунова снимала его шесть лет. По её словам это не просто биография, а приношение поэту, масштабной личности, женщине, которая бросала вызов судьбе. Рассказывают «Новости культуры».
Это должно было произойти – фильм о Марине Цветаевой в ее же доме. Одна из гостиных теперь – зрительский зал. Здесь, практически в полной тишине, зрители ждут появления, хоть и на экране той, чьи стихи они знают с юности. И вот она – порывистая, такая знакомая по фотографиям, с короткой мальчишеской стрижкой.
Первый раз языком кино – о Цветаевой. Фильм обсуждали еще до премьеры. С особым пристрастием те, кто о жизни поэта знает все – научные сотрудники музея. Старший научный сотрудник Дома-музея Марины Цветаевой Галина Данильева с тех пор как увидела «Зеркала», размышляет о замысле режиссера, ее отношении к Марине Цветаевой.
«Это, несомненно, событие, это, несомненно, поступок, путь в шесть лет, – говорит Галина Данильева. – Но это еще и задача невозможная. Почему? Дать поэта, дать душу. Голая душа – даже страшно – это о Марине Цветаевой».
Марина Мигунова не побоялась – взялась. Четыре года сомнений, вопросов, поисков, исследований. Хотела создать свою Цветаеву – искреннюю, робкую, при этом смелую. Т А зеркала – это метафора, прием, который помогает увидеть отражение поэта без прикрас. Все эти годы Мигунова стремилась к объективности, но реакции зрителей предсказать невозможно.
«Один человек мне сказал – надо же было так ненавидеть Цветаеву, чтобы снять такое кино, – рассказывает Марина Мигунова. – Я еще раз говорю, что я ее очень люблю, и я ее абсолютно оправдываю, и я перед ней преклоняюсь именно за ее честность, за ее бесстрашие, за ее верность самой себе, и для меня это самое главное».
«Зеркала» – это три акта и пролог, как в греческой трагедии, которую так любила Марина Цветаева. Все начинается в 1911-м: Крым, знакомство с пылким романтиком – Сергеем Эфроном. Роман длиною в трагическую жизнь. Затем эмиграция, еще одна встреча – с Константином Родзевичем – человеком, не очень разбиравшимся в стихах, но ставшим таким желанным – героем двух поэм: «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца». Прага, Париж, возвращение в Москву. Это история пути, ведущего в бездну. Поэзии в фильме немного – стихи сочиняются все больше на бегу – и чаще звучат не из уст автора – их читает ее окружение. Для актеров полтора месяца съемок стали временем погружения в историю жизни поэта. Александра Мошкова, сыгравшая дочь Цветаевой, в этой детской, чувствует себя как дома.
«Когда пришла на пробы первый раз, я была немножко другая – более дерзкая, более неспокойная, какие-то переживания мне передавались в своей какой-то нервозности, – признается актриса. – А по мере того как мы стали снимать фильм, мне сама Марина Борисовна сказала, я как то я изменилась».
Метаморфозы происходили со всей съемочной группой – в чем-то изменились, кажется, все. Говорят, «под влиянием» Цветаевой. Викторию Исакову в главной роли не узнают даже самые близкие. Чернильное пятно на пальце, близорукий прищур, осанка. Такой знакомый образ, разгадать который до конца вряд ли кому-то дано.
Новости культуры