В Сочи назвали победителей "Кинотавра"
В Сочи чествовали победителей Открытого Российского кинофестиваля. Поскольку кино не может существовать без зрителя, организаторы «Кинотавра» демонстрируют всё новые и новые способы привлечения аудитории. На этот раз публике доверили судить внеконкурсную программу «Кино на площади». Приз зрительских симпатий получил фильм Николая Лебедева «Легенда № 17». Кто ещё вышел в лидеры «Кинотавра»? Рассказывают «Новости культуры».
Только дважды в году – на открытии и закрытии «Кинотавра» у Зимнего театра – матросы, а на фестивальной дорожке – словно весь российский киноэкран. Что-то прочесть на лице председателя жюри Александра Митты пытались журналисты, актеры и режиссеры уже не скрывали своих фаворитов.
«Наверное, поскольку это в тренде международном, наверное, “Интимные места”, “Небесные жены луговых мари” – всегда интересно посмотреть совсем другое, ни на что не похожее кино», – говорит режиссер Владимир Хотиненко.
«Это замечательно, что Ситора поставила картину Федорченко на крайне почетное место, – считает актер Дмитрий Дюжев. – Она произвела фурор такого тонкого метафорического кино, которого ждали на этом фестивале, авторского полного метра».
«Я, как все нормальные люди, болел за фильм Велединского «Географ глобус пропил», – признается режиссер Михаил Сегал. – И всех призываю – надо давать главный приз и лучшую мужскую роль. Надо отметить фильм “Майор”, “Интимные места”».
Когда на звездной дорожке появились члены съемочных групп, пресса гадала, раз они на закрытии – это и есть победители? Будут ли открыты новые имена, или призы уйдут уже мастерам. О недостатке дерзости и хулиганства в коротком метре говорил, например председатель жюри этого конкурса Борис Хлебников, и конечно все ждали, как распределит призы большое жюри.
Всю неделю конкурсные фильмы кроме жюри, прессы и самих кинематографистов смотрели и 40 отборщиков международных кинофестивалей. Из Сочи в Карловы Вары отправятся пять фильмов «Кинотавра» – такого еще не было, чтобы столько картин попало в главные программы этого международного кинофестиваля. Но главное, все-таки, чтобы отечественные фильмы оценил свой, российский кинозритель. Впервые в этом году «Кинотавр» ввел специальную экспертизу тех, кто эти фильмы прокатывает в кинотеатрах.
Жюри кинопрокатчиков свой приз отдали фильму «Географ глобус пропил». Режиссер Александр Велединский на сцену потом поднимался не раз: за композитора Алексея П. Зубарева получал приз за лучшую музыку к фильму. Когда объявили сам Гран-при, зал, кажется, замер – за «Географа» на этом Кинотавре болели очень многие.
«Никаких комментариев не надо Гран-при вручается фильму “Географ глобус пропил”», – объявляет Александр Митта.
«Мне казалось, что это достойная, хорошая картина, но такого приема я не ожидал, – признается Александр Велединский. – Это очень приятно – доставлять людям удовольствие, а люди выходили светлые, счастливые, просветленные даже, и от этого я получаю еще больший кайф».
Снятый по мотивам книги пермского писателя Алексея Иванова, фильм сразу назвали о герое то ли нашего времени, то ли безвременья, разобрали на цитаты, а песня, которую написали сыгравшие в картине школьники, сразу же стала хитом «Кинотавра».
У Константина Хабенского приз за лучшую мужскую роль – географа, который вообще-то бывший биолог. Лучшей актрисой стала Юлия Ауг – за очень откровенную роль в фильме с таким же названием «Интимные места».
«Единственное у меня было сомнение – для того, чтобы снять этот фильм на том уровне, который получился, надо обладать уровнем свободы не только актерам, но режиссерам и операторам, – отмечает Юлия Ауг. – То есть, если, не дай Бог, кто-то на площадке будет сниматься, то это сразу превратится в стыдное зрелище, а поскольку степени свободы хватило у всех, получился такой фильм».
Столько обнаженных тел в российском кино еще не было – сама Юлия Ауг играет здесь главу комитета по нравственности. Снятый о ровесниках, москвичах среднего класса, о личных, даже интимных секретах – режиссеры Наталья Меркулова и Алексей Чупов получили приз за лучший дебют, фильм, признавались, помог решить им и проблемы своих отношений.
Лучшим режиссером признан Виталий Манский, его «Труба» – единственный документальный фильм в конкурсе. Приз за лучший сценарий у Дениса Осокина – по его книге режиссер Алексей Федорченко снял «Небесных жен луговых мари». Жюри оценили и операторскую работу Шандора Беркеши, его камера увидела волшебство в быту луговых марийцев.
24-й «Кинотавр», хоть и раздал призы, но на площади перед Зимним театром все равно никто не расходился – кино под открытым небом зритель в Сочи увидит только через год.
Новости культуры