Удивительные открытия молодых реставраторов
В НИИ реставрации открылась выставка работ выпускников Строгановской академии. В экспозиции – дипломные работы ещё недавних студентов кафедры реставрации монументально-декоративной живописи. К будущим специалистам попадают произведения искусства, которые не пощадило время. В их руках шедевры обретают вторую жизнь. Какие тайны удаётся раскрывать молодым исследователям в процессе кропотливой работы – узнали корреспонденты «Новостей культуры».
Олег Васильевич с говорящей фамилией Яхонт – старейший сотрудник научно-исследовательского института реставрации. В 1983-м участвовал в создании первой в СССР кафедры реставрации монументальной живописи при академии имени Строганова. Спустя 30 лет он оценивает работы очередных выпускников академии. Кафедра реставрации теперь не единственная, но по-прежнему лучшая в Москве, считает он.
«У нас в основе подлинник, – говорит Олег Яхонт. – То есть, когда реставрируется, то максимально сохранять нужно подлинность. А иногда даже я встречал такие страшные вещи, когда подлинная фреска срезается, стирается. И пишется новая».
Среди работ выпускников Строгановской академии – иконы XVIII-XIX веков. Некоторые из них студенты сумели восстановить в рекордные сроки. «Богочеловек Иисус Всетворящий» отреставрирована всего за полгода. При этом размер ее почти в человеческий рост.
«Икона была очень интересная, – отмечает выпускница МГХПА имени Строганова Екатерина Дмитриева. – Она поступила на реставрацию под лепным меловым окладом. И у нас была двойная задача: нужно было демонтировать оклад. И вообще понять, что же даль делать с этой иконой».
Настоящим открытием стала икона «Воскресение Христово». Много лет она пылилась в кладовых храма села Кострецы, к реставраторам попала в крайне плачевном состоянии. После того, как была смыта грязь, стало понятно, что специалисты держат в руках уникальное живописное произведение.
«Обнаружилась прямо надпись авторская, что это устюжанский мастер Лев Копылцов, – рассказывает заведующая кафедры Реставрации монументально-декоративной живописи Людмила Ефремова. – По заказу местного богача-купца выполнил этот образ. Оказалось, что ни одной иконы сохранившейся в музее в России нет. Сам музей ничего об этом не знал».
После реставрации эта и остальные иконы вновь вернутся в родные храмы, чтобы стать их достойным украшением.
Новости культуры