Александр Курляндский отмечает 75-летие
Склонность к шутке Александр Курляндский обнаружил у себя ещё в школе, продолжил острить и в строительном институте, где познакомился с Аркадием Хайтом. Вместе они писали для эстрадной студии МГУ и для радио. Были приглашены на студию «Союзмультфильм», где написали сценарий к «Ну, погоди!». Позднее Курляндский станет автором ещё одного анимационного шедевра - «Возвращение блудного попугая». Сегодня писатель, сценарист и драматург отмечает 75-летие. Рассказывают «Новости культуры».
«История о блудном попугае была едва ли не случайностью», - признаётся Александр Курляндский. Изначально с Валентином Караваевым планировали снимать фильм для взрослой аудитории, но на худсовете его не одобрили. «И тогда Валя сказал: "У меня запуск, давай не будем упускать этого момента – давай сделаем какой-то скромный детский фильм. Ты знаешь, есть такая история, у меня был когда-то попугайчик, он вылетел в окно и не знал, куда вернуться" Вот с этого началась история про Кешу», - вспоминает писатель, сценарист, заслуженный деятель искусств России Александр Курляндский.
После выхода на экран мультфильм «Возвращение блудного попугая» сразу разобрали на цитаты. В Советском Союзе начался настоящий бум на приобретение попугаев – дети требовали от родителей завести такого пернатого друга. «Не только смешное, там нашлось место и для лирики. И вот эти взаимоотношения трогательные мальчика с попугаем - там же и такие нотки грустные – это, пожалуйста, тоже такое умение драматурга не только насмешить, но и чему-то научить и поддать немножечко драматизма», - объясняет киновед, сценарист Сергей Капков.
В этих немногословных десятиминутках была выверена и отточена каждая фраза, каждый трюк. «Ну, погоди» - дебют Александра Курляндского в мультипликации. Первый сценарий с Феликсом Камовым и Аркадием Хайтом придумывал около месяца. «Я помню, как мы шли втроём после просмотра чернового материала и просто молчали, потому что нам казалось, что это жуткий провал», - рассказывает писатель, сценарист, заслуженный деятель искусств России Александр Курляндский.
На студию приходили мешки писем от зрителей. Кто-то защищал волка, кто-то зайца, - все требовали продолжения.
«Наше изобретение было – характер волка. Волк-неудачник. Не то, что диснеевский жестокий какой-то: «Вот, я тебя съем, а вот такой – шантрапа. И мы приземлили к нашей реальности тогдашней – к магазинам, к улице, к персонажам, которых они встречают – это про нас», - говорит Александр Курляндский.
В «Великолепном Гоше» зрители узнавали если не себя, то соседа. Всё было, как будто подсмотрено в жизни. О семейных ценностях Курляндский говорит в своих «Встречайте бабушку», «Спасибо, аист». Он - автор многочисленных эстрадных миниатюр, сюжетов киножурналов «Ералаш» и «Фитиль». «Курляндский был очень влиятельным и ужасно опасным человеком для всяких разных чиновников, коррупционеров. Люди приходили в кино и перед фильмом видели этот «Фитиль», и человек оказывался в ужасной, страшной ситуации. Ему было поделом. Потому что Курляндский хороших людей не трогал никогда», - считает писатель, сценарист, заслуженный деятель искусств России Григорий Остер.
Александр Курляндский и сегодня много работает, причем во взрослых жанрах. Повести, пародийные боевики.… «В этом компьютере сразу несколько начатых произведений», - признаётся Курляндский. Вспоминает свой первый, рукописный журнал с карикатурами на учителей, с которого всё начиналось. «Классная руководительница вдруг увидела, что все смеются. Нашла этот журнал, меня послали за родителями. И вот так начиналась моя профессия», - добавляет он.
Новости культуры