На ММКФ представили новый фильм Годфри Реджио
На Московском кинофестивале, проходящем при поддержке банка ВТБ, в рамках внеконкурсной документальной программы «Свободная мысль» свою новую картину «Посетители» представил знаменитый режиссёр Годфри Реджио. Зрители ММКФ смогли также пообщаться с автором экспериментального кино на мастер-классе. Рассказывают «Новости культуры».
Поучаствовать в мастер-классе знаменитого режиссера, несмотря на ветреную погоду, на открытую площадку в Парке Горького пришло много людей. Каждый – за чем-то своим.
Реджио выступает с мастер-классами по всему миру. Это и удовольствие, и заработок. Его выступление, скорее, напоминает лекцию по философии: у режиссера, не имеющего специального кинообразования, за плечами – глубокое изучение философии и теологии. С порога предупреждает: перебивайте меня, если очень хочется. И будьте осторожны, сегодня я выступаю в роли мастера-наставника, а это может быть опасно. Тема разговора в Москве – природа и технологии. Реджио противопоставляет два этих понятия, утверждая, что люди давно выпали из реальности природной, подменив ее виртуальной.
«Наиболее реальные вещи сегодня спрятаны от нас, – говорит режиссер. – Не видят очевидное не только слепые. Природа дышит, технология – бездыханна. У природы есть времена года, у технологии – программное обеспечение. Природа – это люди, технология – это киборги».
Цель Годфри Реджио – провоцировать аудиторию. «На самом деле я вообще с другой планеты», – признается режиссер. Даже татуировки несут скрытый смысл.
«Это знак, – рассказывает Годфри Реджио. – Я ставил его на всем, что делал, с тех пор, как был ребенком. На всем! Вот и здесь такие есть. Лет в 40 я перенес знак на руку. Это как звезда, только в ней всегда три линии. Для меня три линии – очень важный символ. Мои фильмы всегда раскладываются на три. Начало, середина, конец. И еще три основных движения внутри картины. Таковы все мои фильмы».
Оценить троичность и просто философию нового фильма Годфри Реджио под названием «Посетители», смогли те, кто пришел в кинотеатр «Октябрь». Сначала публика брала зал штурмом, но не все остались до конца. Режиссера такая ситуация вовсе не смущает.
«Этот фильм – упражнение на восприятие, – поясняет режиссер, – и именно аудитория довершает его, а не я. Если вы будете вдумываться в каждый кадр, рискуете пропустить самое важное. Критика оторвалась на нем – называли отличным скрин-сейвером или экспонатом музея. Но если я буду обращать на это внимание, тогда не смогу снимать».
Кажется, этот фильм – протест против слишком быстрого клипового течения современной жизни. По несколько минут вглядываться в лица незнакомых людей – посетителей планеты земля – или природных пейзажей современному зрителю совсем не просто.
«Это будет с интересом смотреть молодежь, потому что она быстро включается в этот код, – считает режиссер, член отборочной комиссии программы «Свободная мысль» Сергей Мирошниченко. – Они узнают самих себя, у компьютера. Они мгновенно считают, о чем фильм – о том, как они покинули среду обитания и стали посетителями замкнутого пространства. То есть они себя обрекли на вымирание. И только животное смотрит на них печальными глазами. Так я вижу эту картину. Картина, я думаю, предупреждение очень серьезное».
Не замысел картины, но чувство – настаивает Реджио – появилось больше 10 лет назад. Семь лет ушло на то, чтобы найти деньги. И еще три года, чтобы снять фильм. Чувство – как призрак. А я никогда не спрашиваю у призраков, как их зовут, признается Годфри Реджио.
Новости культуры