Архив поэта Алексея Суркова передан Литературному музею
В Государственном литературном музее – новое поступление. Руководитель Роспечати, библиофил и коллекционер Михаил Вадимович Сеславинский передал музею архив поэта Алексея Суркова. Это сотни документов – личная переписка с писателями и коллегами по партийной работе, служебная корреспонденция, отчёты, письма благодарных читателей, доносы – практически всё, что выдерживала бумага, а бумага, как известно, выдерживает всё, в отличие от человека. Передача архива происходила 15 ноября в Литературной гостиной Роспечати. Рассказывают «Новости культуры».
Алексей Сурков удачно сочетал литературную деятельность с административной. Ректор Литературного института занимал высокие посты в Союзе писателей СССР. Чиновник и поэт, он – фигура спорная.
«От Алексея Суркова для литературы осталось только одно – легендарное стихотворение «Землянка». Зато эту землянку знает в нашей стране каждый. Это не так мало. Все остальное, что он написал, ушло в отвалы исторической памяти. Но если ты начинаешь как-то погружаться в историю русской культуры XX века, то без этого имени не обойтись», - считает литературный критик Сергей Чупринин.
Теперь открылась еще одна черта Суркова – он был неординарным архивистом. Документы хранил с 20-х годов. Причем – буквально все.
«Документы самые разные. Очень много копий различных документов. И это тоже для нас немножко странно. Потому что третья копия, отпечатанная на машинке, которая первым секретарем Союза писателей несется домой, кладется в коробку, и потом хранится, хранится, хранится. Это – снимаю шляпу. Вызывает уважение», - отметил Михаил Сеславинский.
В литературной гостиной зачитывали некоторые документы. Много официальных писем, доносов, анонимок. Сурков обладал огромными полномочиями – так что его просили принять меры против нерадивого мужа, помочь с квартирой. Сегодня про Суркова говорят – он отчасти олицетворял эпоху, в которой было место и романтике, и лицемерию. Архив в 49 с половиной килограммов – теперь в Литературном музее.
«Это живая реконструкция литературной жизни, как это делалось в Советском Союзе, как решались вопросы, связанные и с личными судьбами – иногда очень драматичными, и с изданиями книг, и с запретами на них, и преодолениями запретов, и помощи людям. Это бесценное сокровище», - говорит директор Литературного музея Дмитрий Бак.
Сам себя Алексей Сурков называл солдатом партии. Кажется, теперь его назначение в другом. Поэт становится солдатом истории.
Новости культуры