В "Мастерской Петра Фоменко" завершили юбилейный сезон
В сегодняшней Москве немного адресов, по которым до сих пор проживает "гений места". В театре "Мастерская Петра Фоменко" его присутствие ощутимо и персонифицировано. Прошел почти год с тех пор, как мастера не стало. Но все разговоры о предстоящих премьерах в "Мастерской" ведутся в сослагательном наклонении – сделать так, как сделал бы сам Петр Наумович. Открытие выставки, посвященной 20-летию театра, решили выдержать в том же духе. Непревзойденный рассказчик, Петр Фоменко наверняка пригласил бы публику. Так и поступили. Рассказывают "Новости культуры".
"Прав тот, кто работает", – любил повторять Петр Фоменко. После ухода Мастера его театр продолжает жить. Тяжело переживет утрату и все-таки движется вперед.
"Начинаются наваждения. У нас были какие-то толковища вчера после "Волков и овец", и Ксения Кутепова приехала на велосипеде. Ночью. Ну это же опасно! И я понял, что я снимаю трубку внутренне и жалуюсь Петру Наумовичу. Это, конечно, очень смешно, это моя личная фобия, но я лично с ним часто разговариваю по телефону", – признается художественный руководитель "Мастерской Петра Фоменко" Евгений Каменькович.
За прошедший сезон – четыре премьеры, несколько новых проектов – например, система титрования спектаклей для иностранцев и зрителей с особенностями слуха. А еще театр постепенно осваивает новое для себя пространство Интернета. Первую сотню тех, кто подружился с "Мастерской" на Фейсбуке (запрещена в РФ), пригласили для личного – закулисного – знакомства. Они же стали первыми зрителями выставки, посвященной Фоменко и 20-летию театра.
"Мы в восторге от театра, и поэтому я не смогла не пойти, когда увидела эту акцию на Фейсбуке. И даже не думала, что выиграем. Там столько людей всегда накидываются на эти акции, но в результате мы 73-и", – рассказывает Луиза Матриницкая.
На выставке – фотографии из спектаклей и личные вещи Мастера, увидеть которые для зрителей – редкий подарок. Зато для актеров с каждым из экспонатов связаны трогательные воспоминания и истории. Из крошечных деталей складывается большой узнаваемый портрет.
"Всегда я помню одну и ту же картинку: темнота, луч света, и клубится дым. И главное, что у Петра Наумовича всегда были невероятно отточенные карандаши. Я не знаю, почему он всегда так следил за этим. На репетициях, у него в кабинете, в библиотеке, всегда, если это начало работы над спектаклем, когда мы работали с текстом, у него всегда можно было взять идеально отточенный карандаш", – вспоминает Ксения Кутепова.
"Уникальный стол, весь разбитый, но любимый стол Петра Наумовича. Однажды пожертвовал для репетиции Булгакова, стол обклеили зелеными сукном, но потом все равно репетировал за ним", – рассказывает Кирилл Пирогов.
Много историй о Фоменко связано с тем, как театр боролся за его здоровье, старался отучить Мастера от курения. Однако представленная на выставке пепельница помнит не только табачные истории.
"Еще Петр Наумович всегда любил опаздывать. На том курсе, когда еще учился Женовач, решили с этим бороться. И значит приходит Фоменко спустя 40 минут, потом случайно переворачивает пепельницу, а там написано: "Нехорошо опаздывать№. Однажды я сам опоздал и смотр: Петр Наумович нарезает круги вокруг ГИТИСа. Я говорю: "Петр Наумович, у нас же там в четыре часа…". И он говорит гениальную фразу: "Женечка, а вдруг они не успеют?" – делится воспоминаниями Евгений Каменькович.
На выставке много мемориальных предметов Мастера, однако в труппе сейчас бережно собирают все воспоминания – личные и профессиональные. И хотя Петр Фоменко ненавидел любую классификацию, иронизировал, когда говорили о нем как об основателе школы, ученики всерьез подумывают систематизировать фоменковский метод.
Новости культуры