В галерее искусств Зураба Церетели открылась ретроспектива Валерия Мишина
Ретроспектива Валерия Мишина открылась в галерее искусств Зураба Церетели. Выставку назвали «Прямое высказывание», хотя в плакатной прямоте едва ли можно заподозрить бывшего участника арт-группы «Лестница». В середине 70-х она объединила мастеров Ленинградского отделения союза художников, которые отказались от методов соцреализма, но и в андеграунд не ушли. Уже тогда Мишин попробовал применить манеру Брейгеля к реалиям российского Нечерноземья. Со временем освоил другие темы и стили. Рассказывают «Новости культуры».
Представлять свои работы Валерий Мишин из Петербурга приехал лично. Говорит, там в это же время у него проходит ещё одна выставка. В Москве художник демонстрирует 100 своих произведений. Самые ранние из них датированы восьмидесятыми. Это работы из серии «Мужики». Сюжеты полные жизни и из жизни. «Жизненный андеграунд» – так серию называет сам автор. А потому и названия встречаются соответствующие – «Куй пока горячо», «Пока рак не свистнул». А вот такой бывает «Холодная зима».
«Здесь представлен человек с одной стороны, а с другой стороны его нет как будто, – поясняет художник. – Это тулуп и там какой-то такой не то татарин, не то болгарин, не то кто-то еще, и этот сюжет навеян советской литературой – Пильняк и прочие авангардные писатели».
Здесь же цикл иллюстраций к произведениям Замятина, к книге Маяковского, «Пиковой даме Пушкина», книге «Песни песней Соломона».
«Если мы говорим о художниках XIX века или даже XX, вряд ли тот, кто иллюстрирует “Песню песней” взялся бы за иллюстрирование Маяковского, – отмечает директор НИИ теории и истории изобразительных искусств, член президиума Российской академии художеств Андрей Толстой. – Теперь совершенно другое сознание. Он мыслит, художник мыслит теперь такими большими культурными пластами. И в этом смысле. Я считаю, что Валерий Мишин, безусловно, феномен».
«Что для художника самое главное? Прежде всего, попасть в масштаб, – считает график, член-корреспондент Российской академии художеств Михаил Верхоланцев. – Он попадает безукоризненно. И то, что у него есть свои доктрины композиционные, совершенно чёткие конструкции – это его очень отличает от других».
Но если, что привезти из графики Валерий Мишин выбирал по принципу транспортабельности, то живопись представлена в основном та, которую он создавал в Москве. Конечно, здесь – взгляд со стороны Франции на Испанию – страну, где родился один из любимых художников Валерия Мишина. Картина так и называется – «За той горой родился Пикассо». А эта работа напоминает уже о другом художнике – Хуане Миро.
«Есть знаменитая запись, она не очень хорошего качества, – рассказывает Валерий Мишин. – На Лазурном берегу со своими музыкантами играет для одного человека. Этот человек Хуан. Вот взаимодействие абстрактной живописи и и джаза, который, как бы раскрепостил музыку – является для меня каким-то таким эталоном, я пытаюсь следовать этому».
А потому на выставке Валерия Мишина можно не только услышать, но и увидеть джаз – на его полотнах. В этом искреннем «Прямом высказывании».
Новости культуры