Новости культуры Владимиру Мартынову – 80
"Когда пишешь музыку, самый счастливый момент – появление идеи. Это как вспышка. С этим сладостным мигом не сравнятся никакие успехи", – утверждает Владимир Мартынов. Сегодня композитору-философу исполняется 80 лет. С юбиляром встретилась Дженнет Арльт.
Композитор. Философ. Писатель. Этнограф. Художник. Его деятельность нельзя уместить в одну профессию – он больше любых определений. Композитор Мартынов известен далеко за пределами России. Его "Апокалипсис", "Времена года", Magnificat, Requiem исполняют по всему миру. На киноэкранах более полусотни фильмов с его музыкой. Он много выступает сам, а в концертных залах регулярно звучат его уже известные и новые сочинения. Академическую базу ему дала консерватория, но было несколько музыкальных потрясений, которые определили его творческую философию.
Владимир Мартынов, композитор: "Это действительно личные встречи, личный контакт со Стравинским потом, конечно, то, что перевернуло мое сознание, я с ними не встречался, с The Beatles и The Rolling Stones, но когда я впервые услышал в 60-е годы, это перевернуло мое сознание. Еще третье событие – этнографические поездки, когда я понял, что такое фольклор, и столкнулся с живым фольклорным звучанием".
Путешественник Мартынов ездил в фольклорные экспедиции – в места, где еще живет не тронутая цивилизацией песня. Были поездки в Тибет, паломничество вокруг священной горы Кайлас. После посещения Сингапура родилась одноименная симфония, а восхищение Грецией воплотилось в сюиту "Халкидики". Но сейчас, признается композитор, время изменилось и формы становятся все мельче.
Владимир Мартынов: "Сейчас, наверное, писать не только симфонии, но большие эпопеи типа 2Войны и мира", или "Братьев Карамазовых", потому что сейчас время блогов, блогеров. Это не хорошо, не плохо. Просто значит, что меняется форма оформления высказывания".
Мартынов-художник писать картины начал еще в 60-х. Свое творчество называет "онтографией" – это беспристрастные перечни предметов. Попытка вернуться в состояние сознания младенца, когда мир существует без представлений автора о нем. Мартынов-философ – автор нескольких десятков книг, сотни статей и эссе. Его книга "Конец времени композиторов", которая вышла почти 25 лет назад, вызвала споры.
Владимир Мартынов: "Тут не надо путать конец времени композиторов и конец времени музыки. Музыка не кончается, композиторы могут сойти со сцены, а музыка будет продолжаться другими практиками, перформативными. То, что мы сейчас пробуем делать, это же не композиторская уже музыка".
Он был одним из первопроходцев электронной музыки, при этом и сейчас записывает свои сочинения карандашом на бумаге и пользуется кнопочным телефоном. Много работает с молодыми музыкантами, в их кругу он не наставник или мэтр – наоборот, учится их мировосприятию.
Владимир Мартынов: "Мне сейчас неинтересно писать, мне интересно заниматься теми вещами, которые сейчас у нас происходят, то есть это коммуникативная вещь, мы собираемся, мы не знаем, что еще получится. Кстати говоря, это очень важно, поэтому музыка не пишется, она создается в результате коллективных действий".
В эти дни Владимир Мартынов занят своим фестивалем, он проходит в Москве уже в 25-й раз. Готовит премьеры – сочинение на стихи Хармса и Введенского для симфонического оркестра и хора. И продолжает искать новые формы творчества, потому что прежние, по его мнению, отмирают.
Владимир Мартынов: "Это не пессимистично, очень хорошо, потому что перед нами могут открыться перспективы, которых мы даже не знаем. Апостол Павел сказал: "Не все умрем, но все изменимся". Это изменение – очень важная вещь".