Москва простилась с Николаем Пастуховым
В Москве проводили в последний путь народного артиста РСФСР Николая Пастухова. Он сыграл более сорока киноролей. В основном, второго плана. Но без такого «второго плана» у других, отмечают критики, мог бы не состояться «первый». Для самого актера главным в жизни оставался Театр Российской Армии, в котором Николай Пастухов служил более полувека. Рассказывают «Новости культуры».
На мраморной лестнице Театра Российской Армии – оркестр и рота почётного караула Преображенского полка. В фойе - актёры, режиссёры, почитатели прощаются с кумиром, коллегой, другом. Все говорят - ушла частица души театра. Для него он, в свою очередь был родным домом, хотя Николай Пастухов и покидал его, после всё равно возвращался в родные стены. В первый раз разлучила война.
«И удивительная подробность – в своём вещевом рюкзаке солдата, он унёс экземпляр пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь", в репетиции которого он ушёл на фронт», - рассказывает главный режиссёр ЦАТРА Борис Морозов.
Ранение под Великими Луками, сложная и затяжная битва за Ригу… Медаль за боевые заслуги, За победу над Германией, Орден Красной звезды… Эти награды зритель увидел только в 78-м в спектакле «Снеги пали».
«В спектакли "Снеги пали" у меня и в "Святой Святых" он сыграл роль солдата, а он сам прошёл всю войну, в «Снегах пали» он играл со своими орденами на груди. И вот там он смог высказать вот самую, если хотите, тайну сердца, тайну своей души», - отмечает режиссёр, народный артист России Александр Бурдонский.
Одна из его первых крупных ролей - Телегин - «Вафля» в спектакле «Дядя Ваня» покорил не только театральную Москву. Андрей Кончаловский, на аналогичную кинороль Николая Пастухова утвердил без проб, - таким точным показалось ему попадание. А после и Сергей Соловьев пригласил Пастухова в картину «Станционный смотритель». Николай Пастухов работал на износ. Дублей знаменитой сцены – когда, проваливаясь в тающие сугробы, актер пробежал пять километров, - было пятнадцать.
Но сегодня Сергей Соловьёв говорит не только о таланте Николая Пастухова. Для режиссёра это личная утрата.
«Когда мы закончили "Станционного смотрителя", он вдруг спросил меня: "А ты крещёный?", я говорю: "Бог его знает, вроде, бабушка говорила да, но я не убеждён, уж такие были жестокие времена, что вроде как". Он говорит: "Так нельзя. Тебе нужно креститься". И он покрестил нас – меня и моего сына», - вспоминает кинорежиссёр, народный артист России Сергей Соловьёв.
Актёр уникальной интонации. Николай Пастухов, рассказывают его коллеги, каждую свою роль проживал – все пропускал через себя.
«Он не мог ни в чём – ни в интонации, ни во взгляде, ни в движении ресниц быть неправдивым и солгать», - убеждена актриса, народная артистка СССР Людмила Чурсина.
Будь то даже такие неприятные эпизоды, как в спектакле «Старик».
«По сюжету я должна была его бить, а у меня рука не поднималась, я думала, мы всё это сыграем. Я сделаю вид, что ударяя, он – отпрянет, сделает вид, что ему больно – всё это можно актёрски сыграть. Он: "Нет, только по-настоящему"», - утверждает актриса, народная артистка России Ольга Богданова.
Главных ролей у Николая Пастухова было немного. Но каждую, даже крохотную роль он насыщал новыми красками, которые и со временем не тускнеют.
Памяти Николая Пастухова смотрите сразу после нашего выпуска спектакль «Святая святых», а по окончании, в 17:25, программу «Эпизоды».
Новости культуры
Читайте также: