Сегодня исполняется 65 лет со дня рождения Натальи Гундаревой
Сегодня исполняется лет со дня рождения Натальи Гундаревой. Она только выходила на сцену или входила в кадр – и уже побеждала. Талантом, обаянием, азартом. Главным делом для Гундаревой всегда была работа. Ради неё актриса многим пожертвовала. Но наградой ей служили восхищение зрителей, признание режиссеров. Не у многих актеров в арсенале есть роли, написанные специально под них. А для Натальи Гундаревой писали неоднократно. Рассказывают «Новости культуры».
«Когда ты заставляешь зрителя плакать – ты споришь с Богом, – говорила она. – Ведь владеешь его душой в этот момент». Играть не столько советскую – русскую – женщину Наталье Гундаревой удавалось как никому. И дело не просто в обаянии простого красивого русского лица. Хотя такой типаж героини, сошедшей будто с картин Кустодиева, был довольно редким. Но эта внешность у Гундаревой сочеталась с невероятной широтой души.
Поступать в Щукинское училище её уговорил друг – взяли сразу. А после окончания многообещающую выпускницу позвали сразу четыре театра. Она выбрала один и на всю жизнь: около 30-ти лет служила в театре Маяковского. Критик Наталья Старосельская – подруга актрисы и автор книги о Гундаревой – вспоминает, как досконально Наталья Гундарева работала над каждой ролью. Как придумывала себе один из любимых образов – Люськи из булгаковского «Бега». Походной жены генерала Черноты, выбравшей в итоге парижскую жизнь.
«Она на метле как ведьма скачет по второму этажу, потом берет со стола письменного бумажки, рвет их на мелкие кусочки и начинает бросать на себя как снег, – рассказывает Наталья Старосельская. – И тогда ей кажется, что она опять в России. Понимаете, для меня в этом её рассказе была такая глубина характера».
Со Светланой Немоляевой играли ни в одном спектакле. Сегодня актриса говорит – какие-то роли уходили вместе с Гундаревой.
«Например, леди Гамильтон в “Нельсоне” никто не мог так сыграть, – говорит народная артистка РСФСР Светлана Немоляева. – Я вот с ней играла – у нас была последняя сцена. Она так драматическую сцену смерти Нельсона играла, что у меня сжималось сердце у партнерши ее, которая была ее врагиней. Я стояла и не могла сдержать слез».
Сильной и уверенной, как ее мать-героиня из фильма «Однажды двадцать лет спустя», терпеливой и мягкой, как жена Бузыкина из «Осеннего марафона», но и строптивой, веселой, искрящейся как в «Труффальдино из Бергамо» – Наталья Гундарева была и в жизни.
Карен Шахназаров вспоминает: «Да, она была хохотушка и очень открытый человек. Но в процессе съемок только собранная и строгая». Режиссер уверен, – лишь по доброте душевной Гундарева согласилась на небольшую роль эстрадной дивы в его фильме «Зимний вечер в Гаграх».
«Для меня очень важно, чтобы именно она сыграла эту роль. – рассказывает Карен Шахназаров. – Я понимал, что именно такая мощная актриса, обладающая личной энергией огромной, она, конечно, могла прибавить качества этой роли».
«Я отдаю своей профессии всё, что у меня есть», – говорила Гундарева. Никогда себя не щадила, работала на износ. Жила на лету, снимаясь и репетируя день и ночь.
Жизнерадостная, пылкая и победная. Её болезнь и ранний уход в 56 лет был для всех шоком. В одном интервью актриса сказала: «Я много просмеялась и прострадала. Это моя жизнь. И я рада, что в ней было столько работы и встреч».
Новости культуры