"Ханума" в постановке Аллы Сигаловой
Новый театральный сезон Рижский русский театр имени Михаила Чехова открыл легендарной комедией «Ханума» в постановке Аллы Сигаловой. Про режиссера и хореографа говорят, что все ее спектакли о любви и страсти, но каждый раз она ищет и находит новый ракурс, как и в этой постановке. На премьере побывали «Новости культуры».
Открытие сезона Русского театра в Риге совпало с Днем урожая, которому покровительствует Святой Микелис. Весь город завален овощами и фруктами, напоминающими колоритные голландские натюрморты. На Домской площади, охраняемой золотыми петушками и всевидящими кошками, поют местные фолк-группы.
Рижский русский театр имени Михаила Чехова играет одну из главных ролей в культурной жизни Риги. Здесь бывала на гастролях Вера Комиссаржевская, приезжал Максим Горький, два сезона играл Михаил Чехов. Российские режиссеры – частые гости на этой сцене. Открывает новый 132-й сезон «Ханума» Аллы Сигаловой. Об этой джаз-комедии заговорили задолго до премьеры.
По коридорам театра гуляет песенка самой знаменитой свахи. Вероника Плотникова теперь знает секреты Ханумы – готова применить их не только на сцене.
«Возможно, я что-то возьму у нее теперь», – говорит актриса Рижского русского театра имени Михаила Чехова Вероника Плотникова.
Алла Сигалова – режиссер спектакля – заставила драматическую труппу не только петь и танцевать.
«Они, конечно, верят. Верят, когда ты не стесняешься говорить о том, что ты заблудился, ты не понимаешь, ты не можешь найти эту сцену. Они с еще большим усилием стараются тебе помогать. Театр – это вещь то коллективная», – комментирует режиссер спектакля Алла Сигалова.
История самой хитрой свахи была одной из самых растиражированных в Советском Союзе. Комедия с грузинскими шутками, танцами, песнями беспроигрышно вписывалась в репертуар театров. «Ханума» Сигаловой не имеет географии – вырезанный, ажурный город, навеянный Георгию Месхишвили стихами Мандельштама, может быть где угодно.
«Для меня основой всех декораций были знаменитые стихи Мандельштама. “Тифлис”, который начинается: “Мне Тифлис горбатый снится…” Этот сон я хотел сделать на сцене», – рассказывает народный Грузии Георгий Месхишвили.
Музыка Гии Канчели, написанная сорок лет назад, в Риге зазвучала в джазовых ритмах.
Рихард Залюпе, братья Оскар и Раймонд Петраускис играют джаз, этно, классику. Но впервые на драматической сцене. Не только импровизируют – провоцируют.
«Ханума» шла в шестидесяти театрах. Но Гия Канчели был только на трех премьерах – у Стуруа в Тбилиси, Товстоногова в Ленинграде, теперь приехал к Сигаловой в Ригу.
«Здесь меня играют намного больше, чем где-либо», – отмечает композитор, народный артист СССР Гия Канчели.
«Ханума» – первый спектакль у выпускников театральной академии. В этом году, весь курс в полном составе – пятнадцать человек – влился в труппу. Такой мощной энергетической подпитки театр давно не получал.
«Это эксклюзивный товар. Мы с трудом договорились с латвийской академией, чтобы выучить русский курс. Если бы не этот русский курс здесь, я не знаю, как театр бы выжил», – говорит главный режиссер Рижского русского театра имени Михаила Чехова Игорь Коняев.
Джаз, давший старушке Хануме новую жизнь в Рижском драматическом, сказал свое слово в финале.
Зрители завалили артистов цветами. Таких оваций Рига не видела давно. Зал аплодировал стоя. Казалось, спектакль вырвался за пределы, объединив сцену и зал. Не иначе и здесь постаралась Ханума.
Новости культуры