12 августа 2013, 10:46 12 августа 2013, 11:46 12 августа 2013, 12:46 12 августа 2013, 13:46 12 августа 2013, 14:46 12 августа 2013, 15:46 12 августа 2013, 16:46 12 августа 2013, 17:46 12 августа 2013, 18:46 12 августа 2013, 19:46 12 августа 2013, 20:46

40 лет назад на телевизионные экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны"

  • 40 лет назад на телевизионные экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны"
  • Картинка
    40 лет назад на телевизионные экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны"
  • 40 лет назад на телевизионные экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны"
В когорте легендарных фильмов у этого – особое место. В августе 73-го на Центральном телевидении начался показ "Семнадцати мгновений весны". Шедевр Татьяны Лиозновой и спустя четыре десятилетия по-прежнему смотрится на одном дыхании.

В когорте легендарных фильмов у этого – особое место. В августе 73-го на Центральном телевидении начался показ «Семнадцати мгновений весны». Шедевр Татьяны Лиозновой и спустя четыре десятилетия по-прежнему смотрится на одном дыхании. Держит в напряжении выученный наизусть сюжет, восхищает актерская игра, монтаж, музыка, крупные планы. Рассказывают «Новости культуры».

Шпионский детектив. Главный герой – советский разведчик. Но на экране – минимум выстрелов и погонь. В 1973-м первые серии «Семнадцати мгновений» зрители смотрели не без скепсиса.

«У Юлиана Семенова роман начинался сразу с выстрела, труп – в озеро и так далее, – рассказывает кинокритик, заслуженный деятель искусств РФ Армен Медведев. – Здесь ничего этого не было. Ходил размышляющий Тихонов-Штирлиц, рассматривал какие-то бумаги. Но постепенно эта магия соразмышления актера, режиссера, герою, героям – она возобладала».

Новый жанр – детектив-размышление. Персонаж Тихонова – герой, которого не было в советском кинематографе – не действующий, не произносящий речений. Человек думающий.

Особый дар Лиозновой – погрузить зрителя в переживания героев. Режиссеру не жаль времени – на то, чтобы всматриваться. При полном молчании. Одной из лучших любовных сцен в истории советского кинематографа признана немая встреча Штирлица с женой.

Легендарная сцена рождалась на месте. Историю персонажа режиссер с актерами не разбирала. Установки давала – при работающей камере.

«Как он здесь? Что он ест, как он спит, как тяжело ему работается – и может быть это последняя встреча, – говорит заслуженная артистка России Элеонора Шашкова. – Это серьезное задание. И она сказала Катаеву – снимай, чтобы она ни делала. Я верила во все это и поэтому, наверно получилось».

Зритель верит, что полковник Исаев и его жена сидят напротив в кафе «Элефант». На самом деле актеров снимали порознь. Но электричество, которое, кажется, висит в воздухе – не только магия кино. Магия самого Тихонова. Актрисы уверяют – в его глазах часть феномена картины.

«В этом фильме то, что был рядом со мной Вячеслав Васильевич, это счастье, – говорит заслуженная артистка РСФСР Светлана Светличная. – Я такой человек, мне надо обязательно не только по роли, если она влюблена, мне нужно тоже, хотя бы чуточку влюбиться, то есть найти и внешние качества, и голос, и глаза. И там все сходилось».

Лента стала культовой. Внимательные зрители и через 40 лет ищут сведения – о местах съемок, реквизите.

Этот автомобиль участвовал в московских съемках. Ему достались все крупные планы, когда за стеклом мы видим лицо Тихонова в кадре машину можно узнать по дворникам.
На самом деле – машин у Штирлица было несколько. Вячеславу Тихонову проехаться не довелось ни в одной.

«Когда автомобиль уже движется иногда можно заметить, что два дворника стоят сверху – это наш автомобиль, крупный план, – рассказывает заведующая музеем концерна «Мосфильм» Елена Морозова. – Через некоторое время лобовое стекло засвечивается, чтобы не было видно, что внутри сидит уже не Штирлиц, а профессиональный водитель. И в этих случаях оказывается, что у “Мерседеса” либо один посередине, либо два снизу».

Машина 1939 года, трофейная. Перевозить ее трудно – на съемках в Германии и Прибалтике использовали местную технику. Хотя и в Москве было немало съемочных дней.

«Рижский вокзал дважды, по крайней мере, мелькает в фильме, – говорит москвовед Алексей Дедушкин. – В первый раз из рижского вокзала сделали вокзал в пригороде Берлина. Во второй раз это уже вокзал города Берна. Изменили только антураж, изменили надписи. А так, узнаваемы прекрасно и карнизы Рижского вокзала, узнаваемы окна».

Старинное здание в центре Москвы. В его основе – палаты XVII века, принадлежавшие касимовским царевичам. В XIX веке тут собрал свою знаменитую библиотеку Александр Чертков. В доме бывали Гоголь, Пушкин, Лев Толстой, Циолковский. И обергруппенфюрер СС Карл Вольф. По фильму – здесь находилось спецведомство США в Берне. А в этом особнячке – конспиративная квартира.

«Вот здесь стояла машина Штирлица? Да. Сюда к этому дому, к этой конспиративной квартире он и подъехал, в кадре виден и саблезубый лев, работы Николая Андреева. Виден и почтовый ящик в виде летучей мышки», – рассказывает Алексей Дедушкин.

В эстетике модерна она – символ тайны. Дом с летучей мышью – не случайно был выбран режиссером местом тайных встреч – уверяют сегодняшние внимательные зрители. Историки кино эти догадки не подтверждают. Как и версию о том, что Лиознова провела аналогию между немецкими и советскими спецслужбами. Но каждое новое поколение зрителей – находит в ленте свои подтексты. И к этому так располагает – глубокое, многословное молчание Штирлица.

Новости культуры
  

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация