На фестивале "Окно в Европу" закончились конкурсные показы
В Выборге завершились конкурсные показы фестиваля российского кино «Окно в Европу». Официальное закрытие и подведение итогов – завтра. Неофициальное – уже в самом разгаре. Обсуждаемых тем – великое множество. Богатство и разнообразие конкурсных и внеконкурсных программ создаёт богатую почву для ярых дискуссий. Нет, до раскола их накал не доводит, но и абсолютное единодушие тоже не наблюдается. Кинематографические виды и ландшафты, которые открываются из фестивального окна, изучают корреспонденты «Новостей культуры».
Оказывается, у призраков тоже случается кризис среднего возраста. Новая лента Алены Званцовой «Московские сумерки» – о душе, которая после смерти решила остаться здесь, на Земле. Понятная, легкая, ироничная картина заставляет задуматься. Зрители и критики, кажется, впервые единодушны – за фильм благодарили. Званцову называют «певцом загробного мира», она с этим почти согласна, поясняет: чего боюсь – о том пою. Призраков опасается, но еще ни разу их не видела.
«К сожалению, не было ничего такого, – признается Алена Званцова. – Я бы хотела испытать, и у многих были какие-то поучительные истории, но тени меня не посещали, и веники в ночи не мели».
Главная роль в этом фильме – у Игоря Гордина. На предложение Званцовой сняться у нее согласился с большой радостью – фильмы ее любит, восхищается сценариями. Рад и приглашению на фестиваль «Окно в Европу».
«Я первый раз на кинофестивале, вообще впервые, поэтому для меня это все внове, – признается Игорь Гордин. – Но так как я приехал с семьей, и хочется их вывести куда-то прогуляться, но пока не удается».
Игорь Гордин – частый гость на показах и пресс-конференциях. На фестивале – сразу три фильма с его участием. Два из которых – в основном конкурсе. В «Московских сумерках» и «Собачьем рае» снимался параллельно – в один и тот же месяц. Постоянно ездил из Москвы в Санкт-Петербург. Там проходили съемки новой работы Анны Чернаковой. «Собачий рай» – картина о детских мечтах и о разочарованиях взрослых. Исторический фон – судьбоносный 53-й год. На фестивале «Окно в Европу» фильм представлял его автор сценария и художник – Александр Адабашьян.
«Хорошо просмотр прошел, – отмечает Александр Адабашьян. – Хорошо смотрели, реагировали, первый раз мы картину на публике показывали, и так важно было, как реагируют, на что, и правильно ли мы себе представляем эмоцию, и, вроде бы, да, по ощущениям».
Неоднозначно приняли конкурсную ленту «Метель», хотя поклонникам артхауса она, скорее, понравилась. Это экранизация рассказа Льва Толстого, но действие перенесено в наши дни. В фестивальной среде обсуждали больше не плюсы и минусы фильма. Говорили, что никакого режиссера Глеба Глебова не существует. Актер Леонид Мозговой пояснил – такой человек есть, но он – режиссер монтажа, фильм снимал Александр Гордон. Разногласия с продюсером заставили его отказаться от завершения ленты.
«Хорошо с ним работалось, – говорит Леонид Мозговой. – Я даже удивился, когда позвали на озвучание, и не было Саши. Кино – дело коллективное».
А вот фильму «Шахта» Нурбека Эгена – досталось. Журналисты нападали: припомнили провал его «Калачей», сравнили две картины по уровню, интересовались, почему главную роль в фильме про боксера в итоге не сыграл заявленный Константин Цзю? Режиссер держал оборону, сохранял спокойствие, рассказал, что сценарий написал за несколько дней, когда долгое время был в Америке и очень скучал по своему сыну. Немного расстроился, что говорили не по существу и совсем не затронули главной темы – как тяжело живется детям вдали от родителей.
Новое кино морального беспокойства. Двадцать первый фестиваль «Окно в Европу» получился философским. Темы, волнующие каждого. Любовь, смерть, место человека в мире, вера. Много высказываний и на злобу дня. После каждого показа – обсуждения, горячие споры и полярные точки зрения. Единственное, с чем согласны, пожалуй, все участники фестиваля – это то, что этим летом Выборг увидел много интересных и достойных российских лент.
Новости культуры