80 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Михаила Козакова
Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Михаила Козакова. Свои фильмы и спектакли он строил, как крепости, роли готовил страстно и въедливо. Говорил, сам процесс ему нравится больше, чем результат. А результат – его актерские и режиссерские работы, давно занявшие свое место в золотом фонде отечественного кинематографа. Михаил Козаков выходил на сцены «Ленкома», «Современника», «Моссовета», Театра Маяковского. Работал с Ефремовым и с Эфросом, создал антрепризу, исполнял великолепные чтецкие программы. Его жизнь могла бы стать достойным сюжетом для экранизации. Рассказывают «Новости культуры».
«На земле я стою на четырех ногах: одна – театр, вторая – кино, третья – поэзия, четвертая – беллетристика», – говорил Михаил Козаков. Когда не снимал – играл на сцене или ездил по миру с поэтическими вечерами, если не предлагали ролей – брался за очередную книгу.
Первая главная роль на сцене в 22 года — Гамлет в Театре имени Маяковского. В этой пьесе Шекспира Михаил Козаков сыграет еще дважды – Полония в «Ленкоме» и Тень отца на сцене Театра Российской Армии. Ироничный, въедливый, требовательный к себе и другим, он переиграл едва ли не весь классический репертуар практически на всех столичных сценах.
«Я мало знаю людей, которые так глубоко знают поэзию, знают театр, так фанатично любят его, бескомпромиссно, категорично, порой. Миша – человек, который много предлагает, иногда очень интересно предлагает, даже не соглашаясь, он подчиняется твоему замыслу, и я это ценил», – вспоминает режиссер, народный артист РСФСР Глеб Панфилов.
Утонченная внешность, инфернальная красота, манеры аристократа позволяли охватить огромный диапазон ролей и на экране. Козаков – и расчетливый циник Шарль Тибо из «Убийства на улице Данте», и всезнающий, разочарованный Арбенин в телеспектакле по «Маскараду», и гротесковый полковник Френсис в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя».
«Большой артист и большой умница – грубо играл, тихо играл, смеялся – не смеялся, смешной был – не очень смешной. Нельзя радугу разделять на сколько–то цветов. Радуга – это понятие. Так и наш Мишенька был такой. Он был совершенно неожиданный», – говорит народный артист СССР Армен Джигарханян.
«Безымянная звезда» – режиссёрский дебют Козакова в кино, который сразу назовут звездным. Еще больший успех ждал «Покровские ворота».
«Во время "Покровских ворот" мы общались очень тесно и часто, потому что собирались у него. Он все время что–то придумывал. Я приезжал, там уже сидела толпа, и вот он ставил пластинку, или запись видео. У него было очень много фильмов тогда, которых не было у нас, то есть он меня культурно воспитал», – утверждает народный артист России Олег Меньшиков.
«Я и москвич, и питерец одновременно», – говорил Козаков. С особым упоением читал Мандельштама, Ахматову. Его «Дуэт для голоса и саксофона» на стихи Бродского – настоящий шедевр.
Размышления, метания, сомнения – в его постановках все, как и в его жизни. За взлетом карьеры будут годы невостребованности, эмиграция в Израиль. Козаков вернется через четыре года, создаст свою антрепризу и вновь уедет — бороться с неизлечимой болезнью. Подводя итоги прожитого, скажет: «Преодоление внушает чувство гордости за себя: не сломаться, вынести, добиться».
К 80-летию со дня рождения актера смотрите сегодня на нашем канале в 16:05 – спектакль Театра имени Моссовета «Король Лир» – в главной роли Михаил Козаков, в 23:05 в эфир выйдет первая часть программы «Театральная летопись XX века». А в пятницу не пропустите художественный фильм «Визит дамы», снятый Михаилом Козаковым.
Новости культуры